Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного права. Общая характеристика

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного права. Общая характеристика |
Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного права. Общая характеристика

Наличие принципов является показателем (критерием) самостоятельности функционирования отрасли права. Термин
1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности;
2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. [8]
Авторы учебников и учебных пособий по курсу «Уголовно-исполнительное право» трактуют понятие принципов по-разному.
А. И. Игнатьев под принципами УИП РФ понимает основные положения, руководящие идеи, выражающие взгляды общества на характер данной отрасли, ее содержание и задачи. [9]
О. Г. Перминов под принципами данной отрасли права предлагает понимать объективно обусловленные, общие нормативно-руководящие начала, основополагающие идеи, выражающие сущность права, определяющие развитие его содержания, форм, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности. [10]
Ф. С. Бражник, А. И. Муранов и А. А. Толкаченко считают, что под принципами УИП следует понимать стратегию и направление развития конкретных институтов, нормы и практику их применения, обеспечение системности правового регулирования пенитенциарных отношений. Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга, и их реализация при исполнении наказания является комплексной. [11]

Под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать основные положения, руководящие идеи, выражающие взгляды общества, социальной и правовой политики государства на данную отрасль права, ее содержание, задачи и цели. Совокупность принципов уголовно-исполнительного права образует научно обоснованный социально-правовой блок (фундамент), на котором базируются нормы уголовно-исполнительного права.
Принципы права существуют независимо от того, отражены ли они в статьях закона. Они могут вытекать из самого содержания закона при толковании. Однако закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в статьях устраняет разночтение в определении круга основных правовых идей, которые можно было бы рассматривать в таком качестве. Все это приводит к единой трактовке системы принципов и единому применению норм законодательного акта.
В соответствии со статьей 8 УИК РФ, УИС основывается на принципах:
– законности;
– гуманизма;
– демократизма;
– равенства осужденных перед законом;
– дифференциации и индивидуализации;
– рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их законопослушного поведения;
– соединения наказания с исправительным воздействием.
Принцип законностиреализуется посредством закрепления в УИК правового статуса осужденных (ст. 10), основных обязанностей и прав (ст. 11, 12), видов и форм контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19—23).
Гарантией соблюдения законности можно считать возможность беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны представителей органов государственной власти и должностных лиц, которые пользуются правом контроля их деятельности (ст. 24); закрепление в статье 12 права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, и в вышестоящие органы УИС, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, когда полностью исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Принцип законности в узком смысле означает строгое и точное соблюдение законов всеми гражданами и должностными лицами. Законность в широком смысле – более сложное понятие, включающее в себя, с одной стороны, наличие продуманной системы законов, которые отвечают объективным условиям, с другой – точное, строгое и единообразное их соблюдение гражданами и государством, всеми должностными лицами и структурами законодательной, судебной и исполнительной власти.
Создание хорошо продуманной системы законов – это обязанность законодателя. Он может изменить или отменить закон, но не может игнорировать действующий закон до его изменения или отмены. Обязанность всех граждан – строго и точно выполнять предписания. Соблюдение закона предполагает, что:
– закон выше любого подзаконного акта и в случае расхождений должен применяться закон, а не подзаконный акт;
– закон выше любой целесообразности (политической, экономической, правовой, военной, оперативной и т. п.);
– возможны случаи, когда закон вступает в противоречие с целесообразностью вследствие его устаревания, отставания от реальной жизни, которая меняется быстрее, чем законодательство;
– причиной противоречия может стать несовершенство закона, неудачно прописанный текст, когда сформулированные положения не отвечают реалиям жизни.
В таких случаях появляется соблазн игнорировать закон, руководствоваться целесообразностью, здравым смыслом и т. п. Действуя так в конкретном случае, можно нередко получить более быстрый положительный результат, нежели при соблюдении устаревшего или несовершенного закона.
Однако поступать так нельзя, надо действовать в соответствии с законом, каким бы устаревшим или несовершенным он ни был. Руководствуясь целесообразностью, а не законом, человек может получить положительный результат в конкретном частном случае. Но он проигрывает в главном, поскольку нарушает закон и создает опасный прецедент. Таким образом законность заменяется усмотрением исполнителей, целесообразностью с их точки зрения. Причем понятие целесообразности у каждого свое, и потому появится масса субъективно целесообразных решений, зачастую противоречивых. При строгом соблюдении закона исполнители действуют единообразно, что способствует укреплению законности в обществе.
Противоречие между законностью и целесообразностью во всех случаях должно решаться в пользу законности.
Принцип гуманизмареализуется через цели и политику государства по исполнению наказания, поскольку он включает исправление осужденного, формирование законопослушного поведения, уважительного отношения к личности человека, труду и его результатам, правилам и традициям поведения и другим социальным ценностям: профессиональная подготовка, общее образование, режимные требования, обеспечивающие дисциплину и порядок, уважение к достоинству личности осужденного, его правам и законным интересам.
Этот принцип отражен и в ряде других норм, определяющих правовой статус осужденных (ст. 10—12 УИК РФ), гарантии и средства охраны их прав и законных интересов; льготные условия отбывания наказания, особенно лишения свободы, женщинами, инвалидами, престарелыми, несовершеннолетними в таких институтах (выезды за пределы мест лишения свободы, свидания и т. п.).
Принцип гуманизма предполагает, что осужденный является членом общества, гражданином государства – временно оступившимся, но которого можно и нужно сделать полезным. Применяемые в этих целях меры уголовно-исполнительного права призваны исключать причинение физических страданий или унижений человеческого достоинства и обеспечить безопасность, охрану здоровья.
Разумеется, наказание является карой за совершение преступления и заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Но эти лишения и ограничения, средства исправления осужденного применяются только в объеме, необходимом для достижения целей.
Принцип гуманизма выражается в справедливом отношении к осужденным, уважении к их личности, правам и достоинствам, установлении гуманных условий исполнения наказания, возможности условно-досрочного освобождения и т. п.
Принцип гуманизма не следует понимать однобоко – как смягчение условий исполнения уголовных наказаний. Надо иметь в виду, что определенная жесткость, суровость условий исполнения наказания является гуманным актом по отношению к обществу, нормальное существование которого нарушил преступник. И чем опаснее преступление, совершенное осужденным, тем суровее условия назначенного ему судом уголовного наказания и тем более весома его тяжесть.
Принцип демократизмазаключается в привлечении граждан к уголовно-исполнительной деятельности государства, развитии их социально-правовой активности и инициативы, учете их мнения при принятии государственных решений. В уголовно-исполнительном кодексе РФ определены правовые основы, закрепляющие гарантии участия общественных формирований в реализации государственной функции в сфере исполнения уголовного наказания. В части 2 статьи 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия.
В других нормах УИК определена возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, содействии учреждениям и органам, исполняющим наказания, контроле их деятельности, праве на общение со служителями культа и иными представителями религиозных объединений в процессе реализации права на свободу совести, закрепленного в статье 14 УИК.
Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ и действующему законодательству, не являются органами государственной власти. Они осуществляют контроль деятельности расположенных на своей территории учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19): могут рассматривать предложения, заявления и жалобы осужденных (ч. 4, ст. 12), беспрепятственно посещать учреждения и органы, исполняющие наказания (ч. 1, ст. 24).
Признаком демократизма является открытость уголовно-исполнительной системы для общества. СМИ являются субъектами реализации принципа гласности и формирования общественного мнения. Часть 2 статьи 24 УИК закрепляет положение, согласно которому представители СМИ имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказание, по специальному разрешению их самих либо вышестоящих органов управления для обеспечения прав и законных интересов осужденных.
Надо отметить, что нормы уголовно-исполнительного законодательства обеспечивают равенство:
– условий содержания осужденных независимо от указанных выше характеристик;
– дисциплинарной и иной специальной ответственности осужденных за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Данный принцип реализуется и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание на территории России.
Принцип равенства осужденных перед законом осуществляется двумя путями.
1. Запрещено предоставление осужденным каких-либо льгот в зависимости от того или иного признака (ч. 4 ст. 111 УИК РФ): например, члены самодеятельных организаций не пользуются дополнительными льготами.
2. В нормах уголовно-исполнительного законодательства не ущемляются права групп осужденных в зависимости от пола, расы и т. д. Осужденные находятся в одинаковых условиях. В части 3 статьи 80 Кодекса определено, что в отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники судов и правоохранительных органов. Это способствует обеспечению их безопасности.
Принцип дифференциации и индивидуализацииисполнения наказания является производным от принципа справедливости (ст. 4 УК). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных с учетом тяжести содеянного, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательное воздействие в различных объемах. Одним из методов реализации этого принципа является классификация осужденных в зависимости от видов режима колоний.
УИК предусматривает трехступенчатую классификацию условий отбывания наказания в исправительных колониях: обычные, облегченные, строгие; в воспитательных колониях четырехступенчатую – обычные, облегченные, строгие и льготные.
Принцип индивидуализации исполнения наказания основывается на учете индивидуальных особенностей личности. В части 3 статьи 9 УИК РФ сказано, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения. Индивидуализация исполнения наказания реализуется и в рамках изменений правового положения осужденного во время отбывания наказания в зависимости от признаков, указанных выше, посредством подбора и при менения индивидуальных приемов и методов воздействия.
УИК определяет правовую основу индивидуализации наказания осужденного посредством закрепления основных средств исправления (ст. 9, 109, 110), регламентации правового статуса, порядка и условий его изменения, установления мер поощрения и взыскания (ст. 113, 115, 134, 136 УИК РФ).
Этот принцип особенно важен при проведении воспитательной работы с лицами, отбывающими лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, исправительные работы. Он заключается в том, что процесс исполнения наказания строится с учетом:
– характера и степени общественной опасности совершенного осужденным преступления;
– обстоятельств совершения преступления;
– индивидуальных особенностей личности осужденного;
– поведения осужденного в процессе исполнения наказания в соответствующих учреждениях.
Принцип рационального применения принудительных средств и стимулирования законопослушного поведения.Он отражается в разных тенденциях, рациональном применении принудительных средств и стимулирования законопослушного поведения. Усиление принудительных карательных мер воздействия неизбежно сужает круг методов позитивного стимулирования поведения осужденных, и наоборот.
Рационализм принудительных средств находит свое закрепление в нормах УИК, в том числе в статьях об ответственности осужденных (ст. 29, 32, 46, 190), мерах взыскания, назначаемых им (ст. 58, 71, 115, 136, 153, 168), порядке условий применения (ст. 59, 117, 119, 135, 169). Перечень мер взыскания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Стимулирование законопослушного поведения прослеживается в нормах о мерах поощрения (ст. 57, 71, 113, 134, 153, 167), о порядке и условиях их применения (ст. 59, 114, 119, 135, 169).
Следует отметить тенденции расширения перечня поощрения и усиления их стимулирующего воздействия на поведение осужденных, в том числе к лишению свободы. Применяются различные льготы вплоть до представления к условно-досрочному освобождению.
Некоторые нормы уголовно-исполнительного законодательства не предусматривают меры поощрения осужденных, но носят поощрительный, стимулирующий характер. К ним относятся нормы об основаниях, порядке выездов осужденных за пределы исправительных учреждений (ст. 97), праве передвижения без конвоя или сопровождения (ст. 96), длительных свиданиях с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью до 5 суток (ст. 89) и т. д. Эти нормы вытекают из принципа рационального применения принудительных средств и стимулирования законопослушного поведения осужденных.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.Для эффективного достижения целей наказания, закрепленных в статье 43 УК РФ, необходимы дополнительные меры в виде исправительного воздействия. Они раскрываются в части 2 статьи 9 УИК в форме основных средств исправления осужденных: порядок исполнения и отбывания наказания – режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Основные средства исправления в различных видах наказания и применяются по-разному. Порядок их применения регулируется законодательством. Для лишения свободы установлены нормы, регулирующие порядок исполнения и отбывания наказания: режим в исправительных учреждениях и основные средства его обеспечения, труд осужденных, профессиональное образование и профессиональная подготовка, воспитательная работа с осужденными, общее образование и т. п.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предусматривает:
– обязательное объединение карательного и воспитательного компонентов воздействия на осужденных в процессе исполнения и отбывания ими наказания;
– применение воспитательных мер в отношении осужденных. Их объем и система могут быть различными при исполнении различных видов наказаний, но их применение необходимо для более успешного достижения цели исправления осужденных;
– комплексное применение всех средств, методов и приемов исправления осужденных.
Таким образом, применение вышеописанных принципов делает процесс исполнения и отбывания наказания справедливым, соответствующим правосознанию и морали нашего общества. Это очень важное положение, ибо чрезмерная жестокость, равно как и чрезмерная мягкость при исполнении уголовного наказания суть проявления несправедливости, которая не позволяет достичь целей наказания.
Научные исследования показывают [12] , что осужденные часто не признают себя виновными или признают частично, жалуются на чрезмерную строгость, считая наказание и его исполнение несправедливыми.
Пенитенциарная наука считает причинами такого субъективного отношения осужденных к наказанию их юридическую неосведомленность в вопросах наказания, а также их психологические особенности.
Отрицательная оценка наказания, непризнание его справедливости – это своеобразный защитный механизм личности, помогающий избежать угрызений совести и переложить собственную вину на несправедливость наказания. В то же время сводить все только к неосведомленности и особенностям психологии вряд ли стоит, поскольку назначенное наказание, процесс его исполнения в ряде случаев несправедливы не только с точки зрения осужденных, но и объективно. А это порой является главной причиной неудачи всей работы по исправлению.
Соблюдение принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успешности всей работы по исправлению осужденных.
Таким образом, мы видим, что роль принципов многогранна. Они, по мнению В. И. Селиверстова, определяют построение и содержание Особенной части УИК РФ.