64. Региональная автономия

| Правовой портал "Правопорядок" | 64. Региональная автономия |
64. Региональная автономия

Территориально Испания разделена на муниципалитеты, провинции и автономные сообщества.
Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие единую историческую область. Возможно образование нескольких видов автономии; их отличие друг от друга состоит в объеме предоставляемой им компетенции. Каждое сообщество имеет свой статут, принимаемый парламентом страны путем издания органического закона.
Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства участвующих в них политических партий. Собрания осуществляют контрольные полномочияза деятельностью исполнительной власти, принадлежащей правительственному совету и его председателю. Эти органы избираются законодательным собранием и назначаются Королем. Функции председателя состоят в руководстве деятельностью правительства, в представительстве сообщества. Автономные сообщества пользуются финансовой автономией; они обладают собственными источниками доходов.

Автономные области имеют свои органы власти и управления: представительный орган населения области – парламент. Парламент – однопалатное учреждение, образуемое на основе всеобщих выборов на принципах пропорционального представительства, обладающее законодательной властью в пределах своей компетенции. Избирательным округом при выборах в парламент автономии является провинция.
Основные функции парламента заключаются в обсуждении законопроектов и принятии автономных законов по основным направлениям социальной, экономической и культурной жизни автономии. Конституция Испании закрепляет право парламента передать в Конгресс депутатов предложение закона, направляя своих представителей для защиты такого законопроекта. Значительны полномочия парламента и в финансовой области: обсуждение и принятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительством области. Он обладает также правом устанавливать областные налоги, сборы, тарифы и другие виды платежей, осуществлять эмиссию ценных бумаг. В функции парламента входит и назначение или избрание главы правительства автономной области.
Наиболее распространена ограниченная автономия, охватывающая организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ муниципалитетов, находящихся на соответствующей территории, и определение функций муниципалитетов, регулирование планирования территории и другие сферы.
Полная автономия включает больший круг вопросов по сравнению с ограниченной – все вопросы, специально не закрепленные конституцией за государством. В настоящее время полной автономией обладают Каталония, Страна басков, Галисия и Андалузия. По решению Генеральных кортесов возможно образование и специальной автономии. Таким образованием путем издания органического закона передаются некоторые полномочия самого государства. Специальной автономией пользуется Страна басков, Наварра, Канарские острова и города Сеута и Мелилья.
Государство имеет большие возможности для вмешательства в деятельность автономных сообществ экономическими методами. Оно следит за экономическим равновесием различных частей испанской территории, может планировать экономическую деятельность на территории страны в целях «удовлетворения коллективных потребностей», выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и в этих целях вырабатывать планы, содержащие предложения автономных сообществ.