50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление

| Правовой портал "Правопорядок" | 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление

Германия состоит из 16 земель (в том числе три города – Берлин, Гамбург, Бремен). Субъекты обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли – регионы с государственной структурой и определенной государственной самостоятельностью. Субъекты Федерации имеют свои конституции, парламенты и правительства. Все субъекты равны.
Центр тяжести в законодательной области смещен в сторону федерации, а в области исполнения законов – в сторону земель.
Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституция не отводит данное право Федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведены разграничения между федеральным и земельным законодательством, между исключительной компетенцией Федерации, конкурирующим законодательством Федерации и земель (предметы совместного ведения), общегерманским законодательством, которое детализируется в землях, а также вопросами, находящимися в компетенции местных властей.
В исключительное ведение Федерации входят: внешние сношения, оборона, гражданство Федерации, вопросы эмиграции и иммиграции, денежное обращение, таможенное и торговое единство территории, таможенная и пограничная охрана и др.

В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, хозяйственное право, национализация, судоходство, охрана побережья, иммиграция и т. д. В большинстве случаев сферы компетенции земель и компетенции Федерации переплетены настолько, что для принятия решения требуется взаимное согласование.
Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяйства, но они должны учитывать требования национального экономического баланса и долгосрочного финансового планирования.
Все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате.
Основной закон допускает возможность федерального принуждения; если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральное правительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять свои обязанности, в том числе назначить в землю федерального уполномоченного, который вправе давать обязательные указания органам земли (на практике такие меры не применялись);
В компетенцию земель переданы функции исполнительной власти, за исключением тех, которые оставлены в ведении Федерации. И земли выполняют федеральные законы как свои собственные, а федеральные органы внимательно следят за тем, чтобы законы не нарушались.
Земли имеют свои конституции, законодательные органы – ландтаги (в землях – городах Бремене и Гамбурге – гражданское собрание, в Берлине – палата депутатов). Обычно они однопалатные и избираются гражданами в разных землях на четыре года или пять лет. Они формируют правительства. В землях имеются конституционные суды.
Земли делятся на округа, округа на районы и города, имеющие статус районов, районы делятся на общины.
Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов и актов правительства и федерации, и земли. Представительного органа в округе нет. В районе имеется избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава администрации района – ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других – непосредственно избирателями. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра. Бургомистр назначается представителем государства.