10. Форма государственного (территориально-политического) устройства

| Правовой портал "Правопорядок" | 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства |
10. Форма государственного (территориально-политического) устройства

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.
Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, культурный и этнический факторы.
Основные признаки унитарной формы государственного устройства:
1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент).
3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.
4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.
5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.

6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
Федерация – это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации. Основные признаки:
1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.
3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов.
4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.
5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования.
6. Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются на:
– организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, США, Мексика);
– организованные на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия);
– организованные на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).
В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации:
– конституционные;
– договорные.
Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия). Договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария).