Вопрос 2. Субъекты и объекты административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

| Правовой портал "Правопорядок" | Вопрос 2. Субъекты и объекты административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию |
Вопрос 2. Субъекты и объекты административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

Субъектами АПР «выезда-въезда» выступают, с одной стороны, физические лица, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, и с другой стороны, государственные органы Российской Федерации, участвующие в разработке, установлении и осуществлении настоящего режима.
Объектом АПР «выезда-въезда» являются отношения, регулирующие порядок получения документов на выезд из Российской Федерации и въезд в нее, а также пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В разработке, установлении и осуществлении данного АПР принимают участие следующие органы Российской Федерации:
1) Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации);
2) Президент РФ;
3) Правительство РФ.
4) МИД РФ;
5) МВД РФ;
6) иные министерства и ведомства РФ;
7) государственные и общественные организации РФ;
8) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Федеральное собрание законодательно закрепляет общие принципы, регламентирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее.

Президент РФ подписывает законодательные акты Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации с иностранными государствами, устанавливающие основные положения, регулирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее.
Правительство РФ:
• принимает решения о порядке выезда-въезда российских и иностранных граждан и лиц без гражданства;
• утверждает перечень городов и районов, закрытых для посещения иностранными гражданами, и устанавливает правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации;
• утверждает образцы документов, удостоверяющие гражданство Российской Федерации;
• разрабатывает меры, обеспечивающие реализацию гражданами Российской Федерации прав на свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение и направленные на совершенствование порядка командирования за границу.
МИД РФ:
• на основе решений высших органов государственной власти ведет переговоры об установлении и закреплении государственной границы. В этих целях оно осуществляет подготовку необходимых документов и материалов;
• осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение охраны государственной границы;
• оформляет в пределах своей компетенции документы на право выезда из Российской Федерации и въезда в нее гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданства.
МВД РФ:
• обеспечивает права граждан Российской Федерации на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение;
• выдает разрешения на выезд за границу и въезд в Российскую Федерацию по частным делам;
• определяет правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных актов, регулирующих вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в нее.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие на государственной границе таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля:
• издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;
• контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями требований международных договоров Российской Федерации, законодательства РФ по вопросам, входящим в их компетенцию, и др.
Эти и другие полномочия федеральных органов государственного управления изложены в ст. 28 разд. VI Закона о государственной границе.