Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации |
Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

Для обеспечения безопасности (то есть состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.
К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В ст. 2 Закона «О безопасности» (в ред. 2009 г.) к органам, осуществляющим безопасность, относятся чуть ли не все государственные органы вне зависимости от их принадлежности к ветвям государственной власти: государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности «через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».
Согласно ст. 8 указанного Закона систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство; 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности хотя бы потому, что, как сказано в абз. 1 ст. 11 Закона: «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», – а в правовом государстве президент не может руководить законодательной и судебной ветвями власти.
Основными функциями системы безопасности являются:
• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны Президента РФ, Министерство внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
Совет безопасности Российской ФедерацииПрезидент РФ возглавляет Совет безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.
Согласно Закону «О безопасности» Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.
Основной задачей Совета безопасности РФ является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет безопасности РФ наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств.
В состав Совета безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Президент РФ назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совета безопасности РФ, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совета безопасности РФ отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента РФ, выносимых на заседания Совета безопасности РФ, проводимые его секретарем. Только постоянные члены Совета безопасности РФ простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенным к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.
Таким образом, Совет безопасности РФ является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.
Заседания Совета безопасности РФ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности РФ участвуют в его работе с правом совещательного голоса.
Правительство РФ также осуществляет функции в сфере безопасности. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральная служба безопасности Российской ФедерацииВ системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Основные полномочия ФСБ России подразделяются на следующие группы:
• контрразведывательная деятельность;
• руководство пограничными органами;
• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ России;
• разрешительные полномочия.
ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.
ФСБ России не имеет в своем составе подведомственных войск, однако только в центральном аппарате этого органа насчитывается 4 тыс. военнослужащих.
В ФСБ России предусмотрены коллегиальные формы деятельности, но полномочия коллегии, как и в других правоохранительных органах, ограничены совещательными и рекомендательными функциями. В отличие от общегражданских министерств и ведомств, в состав коллегии входят лишь военнослужащие; участие в ее деятельности ученых и специалистов, не осуществляющих военно-служебные обязанности, исключается.
Государственная фельдъегерская служба Российской ФедерацииГосударственная фельдъегерская служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.
Ее основные задачи:
• обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;
• доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;
• доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;
• доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.
Федеральная службы охраны Российской ФедерацииВ компетенцию Федеральной службы охраны РФ (далее – ФСО России) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, Генерального прокурора РФ, председателей высших органов судебной власти, а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ, который подлежит государственной охране пожизненно, охрана предоставляется на срок полномочий.
В состав ФСО России входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента РФ. Таким образом, Президент является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.
Служба внешней разведки Российской ФедерацииОбеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств.
СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ России. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент РФ.
В осуществлении функций органов СВР России принимают участие лица, оказывающие этим органам конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере (в частности, установление прав, обязанностей, форм и методов деятельности указанных лиц) осуществляется ведомственными актами органов СВР России. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам СВР России, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ России.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийК органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ). К его ведению отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что обусловливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС РФ.
В систему МЧС РФ входят региональные центры, Государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.
МЧС РФ лицензирует деятельность по предупреждению и тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС РФ совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
В структуру центрального аппарата МЧС РФ входит совещательный орган – коллегия МЧС РФ, которая состоит из министра (председателя коллегии) и его заместителей – членов коллегии по должности, а также из иных руководящих работников МЧС РФ. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС РФ, осуществляется Президентом рф.