Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью

| Правовой портал "Правопорядок" | Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью |
Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о безопасности государства, в п. «м» ст. 71 – об отнесении безопасности к ведению Российской Федерации; в п. «д» ст. 114 подчеркивается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности; в п. «ж» ст. 83 указывается, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Современное понятие безопасности сложилось не сразу, причем за последние годы законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело существенные изменения.
Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон РФ «О безопасности», однако в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функций государства его оказалось недостаточно. Значительно изменилась и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 г. указанный закон был принят в новой редакции.

В широком смысле безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод; общества – его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти – в первую очередь ФСБ России и Служба внешней разведки (далее – СВР России).
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Предметом обеспечения безопасности Российской Федерации являются ее конституционный строй (форма государственной власти, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов), суверенитет (возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, то есть независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних) и территориальная целостность.
Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя:
• выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
• выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
• борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
• обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
• защита сведений, содержащих государственную тайну;
• осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;
• защита и охрана государственной границы Российской Федерации;
• обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других видов деятельности.