Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

| Правовой портал "Правопорядок" | Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях |
Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – это один из видов административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами государственной власти.
Производству по делам об административных правонарушениях присущи следующие признаки :
• оно предназначено для обеспечения и защиты прав и свобод граждан;
• регламентируется специальными нормативными правовыми актами (КоАП РФ и различными ведомственными инструкциями);
• является формой реализации административной ответственности;
• осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Принципы производства по делам об административных правонарушенияхВсе принципы производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на две группы.
• Общие (конституционные) принципы:
• законность;
• приоритет прав и свобод человека;
• правовая охрана интересов государства;
• гласность.
• Принципы административного процесса:
• материальная истина;
• оперативность;
• самостоятельность принятия решений;
• целесообразность;
• равенство сторон;
• федерализм.
Открытое рассмотрение дел об административных правонарушенияхДела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушенииПроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.