Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

| Правовой портал "Правопорядок" | Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности |
Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы – это правила должного поведения участников общественных отношений. Они определяют обстоятельства, условия, порядок возникновения, изменения и прекращения таких отношений. Соблюдение норм обеспечивается как путем юридического принуждения, так и за счет применения различных организационных, разъяснительных, стимулирующих и некоторых иных мер.
Административно-правовые нормы – это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.
Виды административно-правовых нормВ зависимости от признака, положенного в основу классификации, административно-правовые нормы делятся на следующие виды.
• По юридической силе:
• законодательные;
• подзаконные;
• отраслевые (ведомственные);
• локальные.
• По целевому назначению:
• регулятивные – определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, а также обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

• охранительные – обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.
• По предмету регулирования:
• материальные – закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность);
• процессуальные – регламентируют процедуру организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей.
• По методу воздействия на поведение субъектов:
• обязывающие – предписывают субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
• запрещающие – содержат запрет на совершение тех или иных действий;
• уполномочивающие – содержат возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований правовой нормы по своему усмотрению;
• стимулирующие (поощрительные).
• По форме предписания:
• императивные – подлежат обязательному исполнению;
• рекомендательные – не имеют обязательного характера.
• По пределу действия:
• общеобязательные – адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;
• внутриаппаратные – адресованы государственным и муниципальным служащим.
• По территории действия.
• общефедеральные;
• субъектов Федерации;
• местные;
• межтерриториальные.
• По сроку действия:
• срочные;
• постоянные;
• чрезвычайные.
Особенности административно-правовых норм• Цель административно-правовых норм – обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также рациональное их взаимодействие.
• Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие административно-правовых норм на поведение субъектов административного права.
• Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, главным образом призваны обеспечить эффективность реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым эти нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.
• Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.