4.2. Основные виды источников корпоративного права

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.2. Основные виды источников корпоративного права |
4.2. Основные виды источников корпоративного права

Значительный интерес к корпоративному регулированию в последнее время проявляется как в расширении его границ, так и в углублении содержания, а также совершенствовании его организационно-правовых форм.
К основным источникам корпоративного права можно отнести следующие:
1. Корпоративный обычай — отражает правило, итог постоянного и единообразного применения правил (например, завершать работу в определенное время, ставить в известность руководство о фактах, нарушающих привычный распорядок жизни организации).
2. Корпоративные деловые обыкновения — заведенный порядок дел, сформировавшаяся практика (например, обход (осмотр) руководителем свого предприятия).
3. Корпоративные прецеденты — корпоративные решения, используемые в качестве образца для разрешения в корпорации аналогичных дел (например, вручение именинникам ценных подарков).
4. Корпоративный договор — нормативный договор, который содержит нормы корпоративного права, определяет универсализацию прав и обязанностей сторон корпоративных отношений, придает им длительный, стабильный характер (например, устав или учредительный договор юридического лица). Этим он отличается от гражданско-правовых договоров — обязательств. В отличие же от публичных договоров нормативный договор заключается между равноправными субъектами, а не между субъектами, связанными отношениями власти и подчинения.

5. Корпоративный (локальный) правовой акт — документ органа корпорации, содержащий корпоративные нормы. Корпоративный акт регулирует различные сферы деятельности общества: управление обществом, финансовые вопросы, ценные бумаги общества.
Локальное правотворчество предусмотрено на централизованном нормативном уровне. Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает две формы локального правотворчества: локальные нормативные акты и коллективные договоры (соглашения). Гражданское законодательство ограничивается упоминанием «внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества», не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. Поэтому учредительные документы также следует признать корпоративными актами, обладающими наивысшей юридической силой и социальной значимостью среди всех корпоративных актов.
В литературе отмечается проблема «всеобщего» законодательного регулирования, обращается внимание на тенденцию «заурегулированности», что, в конечном счете, с одной стороны, ведет к быстрому старению норм, а с другой — к стихийной регуляции в правовой сфере, когда существует множество урегулированных правом и неправовых фактических отношений. Это неформальные отношения, которые складываются между людьми в силу их социально-психологических ценностей, мотивов и целей деятельности.
Слабость эффективного управления и социального саморегулирования порождает проявления обычаев, привычек, ценностей, которым привержены люди, групповой морали.