3.2. Виды корпоративных норм

| Правовой портал "Правопорядок" | 3.2. Виды корпоративных норм |
3.2. Виды корпоративных норм

Корпоративные отношения, весьма разнообразные по своей природе и содержанию, не всегда оказываются должным образом урегулированы нормативно. Достаточно медленное развитие законодательства и высокая динамика существующих общественных отношений, и тем более появление новых, диктуют необходимость давать им юридическую квалификацию через призму корпоративной практики, где принципы саморегулирования должны достаточно точно заполнять существующий правовой «вакуум».
Корпорация представляет собой сложный организм, нормальное функционирование которого напрямую зависит от правильного сочетания правового регулирования.
Различают следующие виды корпоративных норм:
1) несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности:
— технические (правила работы с ПЭВМ, правила эксплуатации машины и т.д.);
— санитарно-гигиенические (правила уборки помещений после окончания работы);
— физиологические (инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

— биологические (о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и др.
Несоциальные нормы, среди которых наиболее значимыми являются нормы технические, — это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир;
2) социальные корпоративные нормы — это правила поведения, изданные на предприятии, в организации и регулирующие отношения между работниками, сотрудниками корпорации и кредиторами, между сотрудниками корпорации и клиентами и др. В качестве социальной корпоративной нормы может выступать и норма организационной культуры.
Социальная норма представляет собой правило поведения, или стандарт, масштаб, образец поведения одного человека по отношению к другому. Социальная корпоративная норма — это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Норма, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией соответствующих требований.
Социальные корпоративные нормы, как и несоциальные, могут быть разноплановыми:
— корпоративные обычаи (подарки для клиентов);
— корпоративные традиции (публичное поздравление именинников);
— этические нормы;
— эстетические нормы (оформление интерьера помещения определенным образом);
— деловые обыкновения (запланированные собрания, планерки);
— правовые нормы (выплата дивидендов в конце каждого полугодия).
Позитивизм в законодательстве должен определяется не современным «этапом», а формированием «моделей» поведения на «будущее время», что весьма сложно.
В связи в этим вполне обоснованную точку зрения высказывает В.М. Лавров. По его мнению, разрабатываемые в целях совершенствования корпоративного законодательства нормы не должны быть ретроспективными, т.е. отражать только те отношения, которые уже возникли и существуют в данный момент. При разработке норм необходимо учитывать появление в будущем новых форм корпоративных взаимоотношений и проблем, которые участники хозяйственного оборота будут вынуждены разрешать на основе этих же норм.
Нормы поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами для людей, направляя их деятельность в определенное русло. С помощью социальных норм достигается упорядоченность связей между людьми, в этом состоит их основное значение.
Внутренние корпоративные нормы, являясь разновидностью социальных норм, весьма подвижны и порой должны «перестраиваться» под ход экономических отношений, а главное — изменений, в централизованном правопорядке.