2.3. Обеспечение прав граждан при рассмотрении дорожно-транспортных правонарушений

| Правовой портал "Правопорядок" | 2.3. Обеспечение прав граждан при рассмотрении дорожно-транспортных правонарушений |
2.3. Обеспечение прав граждан при рассмотрении дорожно-транспортных правонарушений

Выход из современного экономического кризиса невозможен без налаживания четкой работы транспорта, полного и своевременного удовлетворения им потребностей народного хозяйства и населения, повышения эффективности и качества работы всей транспортной системы, в том числе перевозок, выполняемых железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом.
Определенную работу по организации безопасности дорожного движения проводит Государственная автомобильная инспекция, на которую возложены следующие обязанности:
¦ регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, осуществление надзора за дорожным движением, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения;
¦ контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном состоянии;
¦ учет дорожно-транспортных происшествий, анализ причин и условий их возникновения;
¦ проведение неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий (задержание водителей, установление свидетелей, сохранение следов и т.п.);

¦ принятие в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям правил и других нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях упорядочения поведения лиц в процессе дорожного движения и эксплуатации источников повышенной опасности эти отношения четко урегулированы нормами права. К числу важнейших правовых актов в этой сфере относятся Правила дорожного движения РФ от 23 октября 1993 г., Федеральный закон РФ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Одно из ведущих мест среди причин нарушения правил дорожного движения со времен административно-командной системы до сих пор удерживает пьянство, преодолеть которое предпринималась попытка в указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством».
Правонарушения на транспорте в зависимости от участвующих субъектов можно разделить на три группы: проступки водителей транспортных средств, т.е. лиц, имеющих водительское удостоверение на управление транспортными средствами и управляющих ими; проступки граждан, которые незаконно управляют транспортными средствами, проявляют себя как недисциплинированные пешеходы, велосипедисты; проступки должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, состояние дорог и дорожных сооружений.
В ст. 114 КоАП РСФСР перечисляются, какие бывают нарушения правил регистрации и эксплуатации транспортных средств, рассматривается понятие транспортных средств, под которыми понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных самоходных машин, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные наземные средства (например, фейдеры, самоходные подъемные краны). Велосипеды с подвесным двигателем и мопеды с рабочим объемом двигателя менее 49,8 см3 к рассматриваемой категории транспортных средств не относятся. Указанная выше статья устанавливает ответственность водителей за управление транспортными средствами, имеющими такие неисправности, когда их эксплуатация запрещена, или переоборудованными без соответствующего разрешения, или не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими государственного технического осмотра.
Таким образом, объективная сторона правонарушения включает управление транспортными средствами, если они:
¦ имеют неисправности, при наличии которых запрещена их эксплуатация, т.е. в случаях, предусмотренных в Правилах дорожного движения;
¦ переоборудованы без соответствующего разрешения регистрационно-экзаменационных подразделении Госавтоинспекций;
¦ не зарегистрированы в установленном порядке, т.е. в течение пяти суток с момента приобретения (получения) или возникновения обстоятельств, требующих перерегистрации автотранспортных средств;
¦ не прошли технический осмотр.
Ответственность может наступить как за совершение любого из перечисленных деяний, так и за одновременное совершение нескольких из них. Виновные водители подвергаются предупреждению или наложению денежного штрафа.
Статья 115 КоАП РСФСРР устанавливает ответственность за нарушение самого процесса движения. В ней содержатся три состава проступков. В соответствии с ч. 1 статьи водители могут быть подвергнуты предупреждению или наложению штрафа за превышение установленной скорости, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки проезжей части дорог, нарушение правил перевозки людей, обгона транспортных средств, за проезд по пешеходным переходам и местам остановок общественного транспорта, неправильное пользование осветительными приборами в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Если эти действия повлекли за собой создание аварийной обстановки, то они могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 115, и тогда применяется штраф в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.
Все нарушения правил дорожного движения, предусмотренные ст. 114, повлекшие повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений, столбов, вещей, принадлежащих гражданам, а также оставление места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, влекут ответственность в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством на срок от трех до шести месяцев (ч. 2 ст. 118).
Законодатель четко говорит об имущественном ущербе, который не должен быть существенным. Дело в том, что нарушение правил дорожного движения, повлекшее существенный материальный ущерб или причинение телесных повреждений, образует состав преступления (ст. 264 УК РФ). В судебной практике по этой категории уголовных дел ущерб признается существенным, если прямой вред превышает определенную законом денежную сумму.
Тяжким административным проступком считается управление транспортным средством в состоянии опьянения или передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. За такое деяние водитель подвергается штрафу или лишается права управления транспортом на срок от года до трех лет (ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР). Те, кто имеют право управления несколькими видами транспортных средств, лишаются права управления всеми. За последние годы этот вид правонарушений стал более распространенным, несмотря на увеличение суммы штрафа.
Для установления алкогольного опьянения или наркотического состояния обязательно проводится медицинское освидетельствование водителей. Работники милиции и иные уполномоченные лица при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в нетрезвом состоянии, обязаны отстранить его от управления средством и организовать своевременное освидетельствование.
В условиях перехода к рынку резко возросло количество транспортных средств производственного назначения, находящихся в частном пользовании. Тем не менее водители могут быть подвергнуты административному взысканию за самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям.
В ч. 1 ст. 119 установлена административная ответственность, если транспортными средствами управляют лица, не имеющие на это права, а также лишенные его либо имеющие право управления на другое транспортное средство. Такие же действия квалифицируются по ч. 2 этой статьи, если они влекут повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.
Более тяжким признается нарушение, если транспортным средством управляет лицо, не имеющее права управления и находящееся в состоянии опьянения, а также при передаче им управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 120). Указанные лица подлежат отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние опьянения.
В ч. 3 ст. 122 устанавливаются общие нормы административной ответственности пешеходов, велосипедистов, возчиков и других лиц, пользующихся дорогами, за нарушение правил движения, например: езда велосипедистов, если они не держатся за руль, по тротуарам, пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров; перевозка пассажиров на одноместном велосипеде (кроме детей дошкольного возраста), а также предметов, которые могут помешать управлению велосипедом либо выступающие более чем на 0,5 м по длине и ширине движения; езда по проезжей части улицы или дороги при наличии пешеходной дорожки и т.д.
Для водителей гужевого транспорта, в том числе и саней, а также для погонщиков скота такими нарушениями являются оставление животных на дороге без надзора, перегон их через железнодорожные пути и дороги вне официально отведенных мест, по дорогам с усовершенствованным покрытием и т.д. Виновные лица подвергаются штрафу.
Повышение ответственности граждан установлено в ч. 1 ст. 122, в которой говорится, что за неподчинение сигналам регулирования дорожного движения или за переход проезжей части в неустановленных местах виновные лица подвергаются предупреждению или штрафу.
Граждане могут быть привлечены к административной ответственности за повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, а равно и за умышленное создание помех для дорожного движения (ст. 131).
Помехами дорожного движения могут быть заграждение дорог и дорожных сооружений каким-либо предметами, сушка на дороге сельскохозяйственных продуктов (зерна, сена и т.д.), а также устройство складов материалов, свалок мусора, снега, перегрузка и выгрузка грузов на прежней части и т.д. Указанная статья нередко бездействует, особенно в наиболее ответственных городских районах, где развитие частной торговли, размещение и строительство различных коммерческих предприятий приняло наиболее массовый характер, а власти оказались бессильными навести порядок.
Статья 123 устанавливает административную ответственность должностных лиц за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, переоборудованных без соответствующего разрешения, не зарегистрированных в установленном порядке или не прошедших государственного технического осмотра.
Под выпуском на линию транспортных средств, имеющих неисправности, следует понимать выдачу разрешения на выезд в рейс работниками транспортной организации технически неисправного транспортного средства (с неисправными тормозами, рулевым управлением, двигателем, трансмиссией, световыми приборами, кузовом кабины, дополнительным оборудованием, с дефектом колес, шин и т.д.). Техническая неисправность должна признаваться заведомой, если о ней известно лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Ответственность по этой статье наступает достаточно редко, хотя распространенность таких правонарушений в отдельных регионах резко возросла, что создает большую угрозу для жизни водителей и пешеходов.
Переоборудование транспортных средств производится лишь при наличии соответствующего разрешения. Например, переоборудованными без разрешения считаются автомобили, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, если не имеется следующих документов: приказа (распоряжения) вышестоящей организации о переоборудовании автомобиля с одной модели на другую; разрешение регистрационного пункта ГАИ и соответствующего военного комиссариата по переоборудованию; акта технического осмотра автомобиля, составленного работником регистрационно-экзаменационного подразделения после его переоборудования; технического паспорта автомобиля с отметкой авторемонтного предприятия о проведенном переоборудовании и указанием соответствующих данных; заводских паспортов автомобиля и двигателя установленной формы и приемо-сдаточного акта на приемку и переоборудование автомобиля.
Транспорт должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Регистрации подлежат все автомобили, автомобильные тягачи, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотонарты, мопеды с рабочим объемом двигателя не менее 49,8 см3, все прицепы и полуприцепы, буксируемые автомобилями, а также самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей. Предприятия, учреждения, организации обязаны зарегистрировать и получить технические паспорта на транспортные средства, независимо от их технического состояния, в течение пяти суток с момента приобретения (получения) или возникновения обстоятельств, требующих перерегистрации. Регистрацию проводят работники регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ МВД РФ. Несмотря на условия, предпринимаемые ГАИ, состояние регистрации транспортных средств не отвечает требованиям закона, особенно ввиду расширения автомобильного рынка и возрастающей численности участвующих там коммерческих структур и частных лиц1.
Ответственность наступает и за выпуск на линию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, которые проводятся ГАИ МВД РФ с участием военных комиссариатов. Осмотру подвергаются все автобусы, грузовые автомобили (бортовые самосвалы, седельные тягачи, специальные и со специализированными кузовами), легковые автомобили, фургоны, пикапы, мотоциклы, прицепы и полуприцепы, состоящие на постоянном или временном учете в Госавтоинспекции.
Административную ответственность несут должностные лица, на которых действующими инструкциями, правилами и соответствующими распоряжениями, возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств (механики автоколонн, начальники гаражей и автобаз, инженеры-эксплуатационники и т.д.). Тяжким правонарушением считается, если должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допускают к управлению ими водителей, находящихся в состоянии опьянения (ст. 124).
Дела о нарушениях правил дорожного движения в отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет (с учетом личности нарушителя и характера совершенного проступка) могут быть переданы на рассмотрение районных (городских), районных (в городах) комиссий по делам несовершеннолетних. В случае нарушения правил дорожного движения лицами в возрасте до 16 лет, вопрос о мерах воздействия в отношении их, а также родителей или лиц, их заменяющих, рассматривается комиссиями по делам несовершеннолетних.
Кодекс предусматривает административную ответственность за нарушение правил безопасности движения на железнодорожном, морском, речном транспорте, а также за нарушение правил безопасности полетов. Так, подкладывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызывать аварию и нарушение движения поездов, или несоблюдение правил провоза особо тяжелых и громоздких грузов, прогон скота через железнодорожные пути, а также выпас вблизи от железнодорожных путей влекут за собой предупреждение или наложение штрафа. За повреждение земельного полотна, путевых сооружений, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых объектов виновные лица подвергаются штрафу (ст. 103). Правонарушения по этой статье тесно переплетаются с эпидемией терроризма, захватившего сферу транспортных услуг, а также с участившимися случаями перекрытия движения участниками различных забастовок и акций протеста. В таких случаях применение санкций этой статьи затруднено, и правоведы справедливо обращают внимание на необходимость ее уточнения.
На речном транспорте нарушение установленных правил движения и стоянки судов в плесе, на рейдах и в портах, буксировки составов и плотов, погрузки, разгрузки и складирования грузов на судах, а также повреждение портовых и гидротехнических сооружений, установок, оборудования влечет за собой штраф. Кодекс предусматривает наложение штрафа (ч. 2 ст. 111) за производство без надлежащего разрешения водолазных работ, а также несоблюдение правил подачи сигналов во время этих работ, нарушение порядка установки и устройства западней и лесных гаваней, уничтожение, повреждение и срыв, а также перестановка береговых и указательных знаков без разрешения ответственных работников соответствующих служб.
В соответствии со ст. 105 налагается штрафа за проход или проезд без надлежащего разрешения по территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов, за повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования. Размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, или сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропортов и аэродромов, устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, а также невыполнение правил о размещении ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях также влекут за собой наложение штрафа на граждан и должностных лиц.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил перевозки на транспорте огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся, взрывчатых и ядовитых веществ и предметов, а также провоз этих веществ и предметов в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро, маршрутном такси, сдача их в багаж или камеру хранения (ст. 126). Ответственность такого рода должна способствовать созданию безопасных условий для пассажиров, исключающих различные умышленные и случайные правонарушения, особенно в настоящее время, когда происходит концентрация криминогенных групп, возрастает их активность, а также не ослабевают потоки мигрантов и беженцев.
В соответствии со ст. 106 за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте граждане подвергаются штрафу с возмездным изъятием или конфискацией указанных веществ и предметов или без таковых.
Административная ответственность установлена за нарушение правил пользования средствами городского (автобусами, трамваями, метро, троллейбусами), железнодорожного, морского и речного транспорта, за посадку и высадку на ходу, проезд на подножках и крышах вагонов, а также за самовольную, без надобности, остановку поезда или самовольный проезд в грузовых поездах (ст. 104). Лица, виновные в провозе излишней ручной клади на железнодорожном, морском и речном транспорте, подвергаются штрафу (ст. 127). Указанные штрафы налагаются работниками органов внутренних дел и соответственно работниками железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского городского и международного автомобильного и электротранспорта.
Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Это требует усиления режима экономии, принятия более строгих мер к обеспечению сохранности при перевозках собственности, бережного отношения к ней. Правонарушение на железнодорожном транспорте в данной области заключается в повреждении подвижного состава, контейнеров, плавучих и других транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, перевозочных приспособлений (ч. 1 ст. 129), пломб и запорных устройств грузовых вагонов, контейнеров, отдельных грузов или их упаковки, ограждений грузовых дворов, железнодорожных станций, контейнерных пунктов (площадок) и складов, которые используются для выполнения операций, связанных с грузовыми перевозками, а также в пребывании без надлежащего разрешения на территории грузовых дворов, контейнерных пунктов (площадок), складов (ч. 2 ст. 129). Все эти нарушения характерны и для других видов транспорта.
Взыскание по ст. 129 налагается в виде штрафа начальником железнодорожной станции, порта и его заместителем, начальником пристани, шлюза, района порта, капитаном морского судна, должностным лицом гражданской авиации, старшим в месте расположения станции, порта (пристани) должностным лицом военизированной охраны, начальником органа внутренних дел на транспорте или его заместителем.
За нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на автомобильном транспорте, штрафы налагаются административными комиссиями.
Контрольные вопросы
Какие обязанности по организации безопасности движения возложены на Государственную автомобильную инспекцию?
Как классифицируются правонарушения на транспорте в зависимости от участвующих в них субъектов?
Как изменения в социально-экономической сфере повлияли на состав и количественные характеристики административных правонарушений на транспорте?
Почему в последнее время повысилась административная ответственность за нарушение правил перевозки отравляющих и взрывоопасных веществ на всех видах транспорта?
Какие органы и должностные лица принимают участие в пресечении правонарушений на всех видах транспорта?
Какие виды административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения предусматривает Кодекс об административных правонарушениях РСФСР?
Какие правонарушения на транспорте считаются особо тяжкими и какие административные меры применяются к нарушителям?
1 См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». — Собрание законодательства РФ. 1994, №17, ст. 1999.