2.1. Общие положения

| Правовой портал "Правопорядок" | 2.1. Общие положения |
2.1. Общие положения

При рассмотрении административных правонарушений одной из важных задач, на которой должны сосредоточивать свое внимание сотрудники правоохранительных органов, является обеспечение гражданам государства конституционных прав и свобод. В этом плане административная ответственность, являющаяся видом юридической ответственности, но обладающая собственной нормативно-правовой основой, имеет главной целью именно защиту прав и свобод личности. Она характеризуется следующими специфическими чертами:
¦ устанавливается практически только нормами административного права и наступает именно за административное правонарушение;
¦ предусматривает применение к виновным лицам лишь определенных административных взысканий;
¦ является юридической обязанностью лица, предполагающей определенное поведение;
¦ осуществляется только органами, уполномоченными государством, и их должностными лицами;
¦ реализуется в рамках внеслужебного подчинения;
¦ может и должна служить средством предупреждения преступлений.
Административная ответственность может существенно затрагивать конституционные права и свободы граждан, поэтому правовое государство должно строго регламентировать порядок ее применения, предоставляя тем, на кого она распространяется, необходимые гарантии. Некоторые из них содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Так, в ст. 8 предусмотрен ряд гарантий законности при применении мер административного воздействия:

¦ никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основании и в порядке, установленных законодательством;
¦ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется при строгом соблюдении законности;
¦ применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством;
¦ обеспечивается систематический контроль со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорский надзор, реализация права обжалования и т.д.
Демократизация общественных отношений на основе более эффективного правового регулирования развивается по мере изменения объема и соотношения составляющих право институтов и отраслей, их дифференциации и интеграции, возникновения новых норм юридической ответственности. Необходимость усиления гарантий прав и свобод граждан побуждает менять привычные представления о природе отраслей деликтного права для уточнения границ различных видов правовой ответственности. Особенно это касается научной оценки совокупности норм об административной ответственности путем их кодификации в качестве обособленных групп. В условиях более демократического подхода к процессу законотворчества все чаще возникает необходимость разграничения этих норм и других частей административного права1.
Процесс демократизации правовой реформы создает условия для более четкой дифференциации административного права при целесообразности выделения административно-деликтного права исходя в основном из предмета правового регулирования, его метода как совокупности приемов воздействия на соответствующие общественные отношения и наличия собственной нормативной базы. Однако эти «условия пока не реализуются, поскольку между предметом административного права и содержанием норм нет необходимого соответствия: содержание оказывается существенно шире данного предмета, включая фактически все общественные отношения, лежащие в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
В последнее время в юридической литературе рассматривается проблема образования административно-деликтного права, причем как теоретики, так и практики разрешают ее с различных позиций. Условно можно выделить сторонников признания этой новой области права и соответственно тех, кто относится к этому скептически.
В традиционном понимании предметом административного права считается обособленная группа норм, регламентирующих административную ответственность. Однако возможность распространения нормы юридической ответственности на управленческую деятельность сама по себе означает ограничение демократического преобразования системы управления.
Проблема демократизации административного права, решаемая на основе регулирования нормативного подхода, приводит к тому, что более верной кажется позиция сторонников обособления административно-деликтного права, но это не снимает противоречия между необходимостью усиления защиты прав и свобод граждан и возможностью более активного давления права на сферу их общественных и личных интересов. В целом идея создания данной отрасли не лишена оснований, однако реальной возможности преодоления трудностей определения признаков для всех проступков и взысканий, их составов, отличных от норм права, регулирующих отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, по-видимому, все-таки нет. Хотя на этот счет существуют и другие мнения.
Ряд исследований показывает, что ослабление диктата государственной власти и контроля за людьми приводят к быстрому росту преступности. Так, в СССР с 1956 г. — первого проявления подобного либерализма — каждые последующие 10 лет преступность увеличивалась вдвое, а в развитых странах мира еще более быстрыми темпами. Таким образом, высокий уровень преступности является платой общества за завоеванную экономическую, политическую и нравственную свободу граждан, и сегодня добиться успехов в борьбе с нею можно лишь, применяя не столько репрессии, сколько сбалансированную государственную систему профилактических действий.
В литературе проводятся следующие данные, характеризующие преступность в нашей стране. Только за 1997 г. зарегистрировано 2,397 млн. преступлений, из них: умышленное убийство и покушение на убийство — 29,3 тыс., умышленное тяжкое телесное повреждение — 42,1 тыс., разбой — 34,3 тыс., грабеж — 112,1 тыс., кражи — 1,051 млн. За этот же произошло 1140 случаев похищения людей, 374 случая бандитизма. Имеются и некоторые качественные изменения. Так, в период с 1 января 1985 г. по 1 января 1998 г. было установлено около 200 видов новых составов административных правонарушений.
Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок. Согласно ст. 10 КоАП РСФСР административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
Таким образом, свободу и права личности законодатель ограждает от произвольных оценок, определяя административный проступок четырьмя признаками: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость2 Названные признаки являются общими для всех составов административных правонарушений.
Общественная опасность заключается в том, что административное правонарушение посягает на правопорядок, интересы общества, права и свободы граждан. Именно общественная опасность проступка обусловливает ответственность за его совершение. Разграничение административного правонарушения и преступления определяется степенью общественной опасности, особенностями объекта правонарушения, повторностью, систематичностью противоправного посягательства, характером вины, личностью правонарушителя.
Анализ особенностей общественной опасности правонарушения позволяет сделать вывод, что принцип их оценки обусловлен дифференциацией противоправности: лицо совершает действие, прямо запрещенное нормой права, или не совершает действия, которое предписано правовым актом.
Под виновностью понимается деяние, совершенное умышленно или неосторожно. Действуя с умыслом, лицо сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит его вредные последствия и желает их или сознательно допускает наступление этих последствий. Неосторожность проявляется, когда лицо, совершившее правонарушение, предвидит возможность наступления вредных последствий своего проступка, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Важным признаком административного правонарушения является его наказуемость. Деяние может быть признано административным проступком только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Каждое правонарушение посягает на определенные общественные отношения (объект проступка), представляет собой внешнее проявление воли лица в определенных обстоятельствах (объективная сторона проступка), совершается определенным лицом (субъект проступка) и в нем проявляется психическое отношение лица к содеянному (субъективная сторона проступка). Все эти четыре элемента образуют состав административного правонарушения.
Объектом административного проступка являются общественные отношения, возникающие в сфере управления государством и регулируемые, как правило, нормами административного права. В качестве родового объекта выступают государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Непосредственным (видовым) объектом посягательства могут выступать, например при мелком хулиганстве, общественная нравственность, честь и достоинство граждан. Объектом административного проступка является также действие, незаконно запрещающее поддержание и развитие тех или иных демократических отношений в обществе.
Объективную сторону проступка образуют признаки, которые характеризуют внешнюю сторону противоправного деяния, время, место и иные обстоятельства его совершения, а также последствия. В статьях Особенной части КоАП РСФСР сначала описывается само запрещенное деяние, а затем перечисляются его признаки (например, прием наркотических веществ без назначения врача, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и т.п.).
Субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К лицам, совершившим административные проступки в возрасте от 16 до 18 лет, применяются, как правило, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. К числу специальных субъектов относятся должностные лица, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства, беженцы. Особым субъектом проступка выступают военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.
Закон ориентируется на определенные стереотипы социальной справедливости и в таком понятии, как субъективная сторона административного правонарушения, которую образует психическое отношение нарушителя к совершенному им деянию и его вредным последствиям. Наиболее существенным компонентом в этом плане признается вина в форме умысла или неосторожности (ст. 11 и 12 КоАП РСФСР). Большинство административных проступков совершается умышленно. Наряду с виной в субъективной стороне проступка должны учитываться мотив и цель.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения в совершении новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
КоАП РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) к административным взысканиям относит:
¦ предупреждение;
¦ штраф;
¦ возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администативного правонарушения;
¦ конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
¦ лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
¦ исправительные работы;
¦ административный арест;
¦ выдворение за пределы РФ иностранцев и лиц без гражданства.
Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а другие взыскания — только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное взыскания.
Органам внутренних дел предоставлено право привлекать виновных лиц к административной ответственности за различные правонарушения и налагать взыскания в виде предупреждения, штрафа, конфискации, лишения права управления транспортным средством. Порядок использования этого права регламентирован законодательством, и никто не может ни ограничивать его, ни превышать. В отдельных случаях ОВД или подготавливают условия для применения взысканий другими компетентными органами (возмездное изъятие огнестрельного оружия, исправительные работы), или выступают в роли исполнителя вынесенных районным и городским судом (судьей) постановлений о привлечении нарушителя к административной ответственности (административный арест).
Лицам, которые впервые совершили малозначительные административные правонарушения и положительно характеризуются на работе, в учебе, в быту, делается предупреждение (взыскание морального характера). Оно выносится в письменной форме (ст. 26 КоАП РСФСР). Устные предупреждения, сделанные работниками милиции нарушителям общественного порядка, административными взысканиями не являются. Постановление о наложении административного взыскания такого вида объявляется нарушителю после окончания рассмотрения дела. При его отсутствии копия постановления вручается ему в течение трех дней. При наложении взыскания в виде предупреждения за нарушение Правил дорожного движения пешеходом и водителем нарушителю вручается официальное письменное предупреждение.
Штраф как принудительное денежное взыскание за административные правонарушения (ст. 27), налагается органами внутренних дел, например: за незаконное приобретение или хранение наркотических веществ в небольших размерах либо потребление наркотических веществ без назначения врача (ст. 44), правонарушения на транспорте (ст. 103-108, 111-131), незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами (ст. 153), незаконный отпуск или приобретение бензина или других горюче-смазочных материалов (ст. 155), мелкое хулиганство (ст. 158), нарушения правил проживания без паспорта, его умышленная порча или утрата по небрежности и т.д. (ст. 178-182), нарушения правил въезда в пограничную зону или проживания в ней, нарушения правил пребывания иностранных граждан в РФ, а также транзитного проезда через территорию РФ и т.д. (ст. 183-184).
Кроме того, органы Государственного пожарного надзора рассматривают дела о нарушениях или невыполнении правил пожарной безопасности (ст. 169), в том числе на транспорте (ст. 113), а медицинская служба МВД — о нарушениях санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42).
Необходимо учитывать, что фактический размер штрафа изменяется в связи с изменением размеров минимальной оплаты труда, предусмотренный законом Российской Федерации от
14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях».
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Он вносится в кассу сберегательного банка или другие финансовые учреждения Российской Федерации.
При неуплате штрафа в указанный срок орган внутренних дел направляет в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту работы (учебы) либо в орган социального обеспечения постановление о наложении штрафа и письмо об удержании штрафа в бесспорном порядке. Если у лица, подвергнутого штрафу, отсутствует заработок (пенсия, стипендия), взыскание производится судебным приставом по месту жительства нарушителя путем обращения взыскания на личное имущество, а также его долю в общей собственности.
При совершении правонарушения, когда протокол не составляется (например, безбилетный проезд, провоз излишней ручной клади и неоплаченного багажа и др.), штраф взыскивается на месте, при этом выдается квитанция установленного образца. Если нарушитель оспаривает налагаемый штраф или отказывается его платить на месте совершения правонарушения, производство по делу осуществляется в общем порядке.
Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации (ст. 28). Такие предметы сдаются в магазин государственной или иной торговли по месту нахождения имущества, подлежащего изъятию. Исполняемые ОВД постановления о возмездном изъятия огнестрельного оружия и боевых припасов не могут применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 29). Так же как и при возмездном изъятии, конфискация огнестрельного оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Закон учитывает, что конфискация — одна из крайних мер по отношению к свободам и правам граждан, и поэтому как вид административного взыскания она строго ограничена, но иногда может применяться в сочетании с другими мерами административной ответственности. Так, начальник органа внутренних дел, рассматривая дела о незаконных операциях с иностранной валютой и платежными документами, обязан, помимо наложения штрафа, конфисковать валюту и платежные документы (ст. 153).
Следует отметить, что ОВД осуществляют исполнение постановлений о конфискации предметов при совершении незаконной продажи платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст. 154), при стрельбе из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в неотведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка (ст. 159), при незаконной передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях (ст. 168), при нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданам огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия (ст. 172), при повторном нарушении правил хранения или провоза огнестрельного оружия и боевых припасов (ст. 173, ч. 2).
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), применяются на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством (ст. 30). Например, водители транспортных средств могут быть лишены права на управление транспортным средством за совершение грубого нарушения Правил дорожного движения на срок до трех месяцев (ст. 115 ч. 3), за управления транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, на срок от одного года до трех лет (ст. 117).
Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения (например, в случае управления транспортными средствами в состоянии опьянения).
Демократический характер этой нормы находит некоторое отражение в том, что подобное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.
Лишение права охоты приводится в исполнение руководителями федеральных республиканских, краевых, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты (ст. 222). Так, грубое нарушение правил (охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами) может повлечь лишение права охоты на срок до трех лет с конфискацией ружей и других орудий охоты или без таковой (ст. 85). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых это является основным источником существования. Исполнение постановления о лишении прав охоты производится путем изъятия охотничьего билета.
При добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить его по ходатайству учреждения, организации, трудового коллектива. В подобных нормах вполне обоснованно проявляется стремление законодателя к поискам путей не чисто правового, а более широкого социального урегулирования правоотношений. Водители транспортных средств и лица, нарушившие правила охоты, считаются лишенными специального права со дня взыскания постановления о наказании.
Исправительные работы в качестве меры административного взыскания назначаются народным судьей на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в пользу государства. В сумму последнего входят заработная плата по основному месту работы и по совместительству, гонорар, получаемый по договорам и трудовым соглашениям. Не допускается удержание из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения, а также из выплат единовременного характера. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством (ст. 31).
Исправительные работы предусмотрены за мелкое хищение государственного или общественного имущества (ст. 49), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции и народного дружинника (ст. 165), мелкое хулиганство (ст. 158) и другие нарушения.
В период отбывания исправительных работ нарушителю запрещается предоставлять очередной отпуск, время отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж, дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот. В случае неотбытия исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства, постановлением народного судьи этот срок может быть заменен штрафом или административным арестом из расчета один день за три дня исправительных работ, но не более чем на 15 суток.
Административный арест — это принудительное кратковременное лишение свободы, которое вправе применять только народные судьи за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка (ст. 165), за мелкое хулиганство (ст. 158), распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162, ч. 3), незаконное приобретение или хранение наркотических веществ в небольших размерах либо потребление без назначения врача (ст. 44) и другие правонарушения.
Административный арест применяется также к лицам, совершившим деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, и освобожденным от уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.
Административный арест назначается на срок до 15 суток. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В качестве меры, предупреждающей излишнюю жестокость наказания, законодатель предусматривает существенное ограничение сроков наложения взыскания. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении (ст. 38).
Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если оно в течении года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового подобного правонарушения. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений взыскание налагается за каждое из них в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от такой ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия (ст. 21).
Одним из признаков стремления исполнительной власти к оправданному смягчению мелких социально-правовых противоречий является то, что при малозначительности административного правонарушения уполномоченный орган (должностное лицо) может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 22).
Конституция РФ (ст.62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами страны, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой по постановлению органа исполнительной власти. Оно применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным принципам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Как меру административного взыскания (наказания) за совершение правонарушения административное выдворение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства, выступающего в качестве меры административного пресечения. Последнее применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
Когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы и войска Федеральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются1.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе:
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 44, 111, 126 (ч. 3), 127 (ч. 2 и 3), 128 (ч. 4 и 5), 1463, 1465, 1503, 153, 155, 156, 158, 164 (ч. 2), 1655, 184 (ч. 1) — начальники органов внутренних дел и их заместители, а ст. 160, 1602, 162 (ч. 1, 2 и 3), 184 (ч. 2, 3 и 4) — начальники или заместители начальников отделов (управлений) внутренних дел исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов;
¦ за административные правонарушения предусмотренные ст. 103 (ч. 1, 2, 3 и 4), 104, 105 (за исключением нарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 этой статьи, совершенных на аэродромах, не подведомственных Министерству гражданской авиации, или в районе таких аэродромов), ст. 106, 1091, 1122, (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), ст. 126 (ч. 1 и 2), 128 (ч. 2), — начальники органов внутренних дел (милиции) и их заместители, начальники линейных пунктов милиции, а за совершении на железнодорожном транспорте нарушений, предусмотренных ст. 103 (ч. 5), 104 (ч. 2), 1122 — также и другие работники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 129 (за исключением нарушений на автомобильном транспорте) и ст. 130, — начальники органов внутренних дел на транспорте и их заместители;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 44, 140, 160, 1602, 162 (ч. 1, 2 и 3), — начальники или заместители начальников органов внутренних дел на транспорте, других органов внутренних дел, приравненных к отделам (управлением) внутренних дел исполнительных районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, а также начальники отделений милиции, имеющихся в системе органов внутренних дел;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 1643, — начальники или заместители начальников отделов (управлений) внутренних дел исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, органов внутренних дел на транспорте, а также начальники отделений милиции, имеющихся в системе органов внутренних дел;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 178-182, совершенные в Москве и Московской области, — начальники и заместители начальников районных, городских и районных в городах отделов (управлений) внутренних дел, городских и поселковых отделений милиции, а совершенные в Ленинграде, — начальники органов внутренних дел и их заместители;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 114-124, 1261, 131, 134, 1341, — начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции, командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 114 (ч. 2, 3 и 5), 115 (ч. 2 и 4), 122, — все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 114, 1141, 123, 124, 131, 134, 1341 (ч. 1), — государственные автомобильные инспекторы;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 131, 134, 1341 (ч. 1), — государственные автомобильные инспекторы дорожного надзора;
¦ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 114 (ч. 2 и 5), 115 (ч. 4), 122 (ч. 2 и 3), — участковые инспектора милиции.
Согласно ст. 24-30 КоАП РСФСР административные органы могут выносить различного рода административные взыскания за нарушения, допущенные в области охраны окружающей среды. Порядок исполнение постановлений, наложенных в связи с такими нарушениями, и наложение штрафа, которое может быть обжаловано в вышестоящие органы, устанавливает ст. 267. Некоторые действия, в частности наложение штрафа за нарушение правил охоты и рыболовства, охраны водных ресурсов, пожарной безопасности в лесах, земельного законодательства, могут быть обжалованы в суд.
Штраф, наложенный за экологические правонарушения по постановлению административного органа или должностного лица, взыскивается в бесспорном порядке из заработка (стипендии, пенсии). Заявление о взыскании штрафа суду не подведомственны.
Существенная особенность этих дел заключается в том, что подведомственность их рассмотрения носит альтернативный характер. Согласно закону заинтересованное лицо может обжаловать постановление о наложении взыскания либо в судебном, либо в административном порядке. Стороне (заявителю) предоставлено право выбора органа, правомочного рассматривать и разрешать жалобы на постановление об административных правонарушениях1.
Важную роль играет деятельность системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по поддержке предпринимательства, малого бизнеса, новых экономических структур, общества потребителей, а также комитеты по охране природы, речного регистра. Некоторые из них стали самостоятельными. Особое значение приобрела система таможенного контроля. Некоторые ведомства сохраняют и даже усиливают собственные надзорные службы (техники безопасности, карантинная, ветеринарная, энергонадзор, котлонадзор, лифтового оборудования, телефонной связи, охраны памятников, строительства, радиосвязи, охотничьей инспекции). Наиболее масштабными традиционно являются пожарная инспекция, ГАИ и Госатомнадзор. Одной из крупнейших самостоятельных служб становится Государственная налоговая служба, действующая как система не только административного, но и финансово-ревизионного контроля.
В последнее время активизировались действия различных общественно-политических организаций и движений что может вызвать непредсказуемые и даже вредные последствия. Поэтому субъекты надзорной деятельности обязаны предвидеть подобные обстоятельства, уметь своевременно выявить причины, принять действенные меры по устранению обнаруженных отклонений, применять карательные санкции для их предупреждения и исключения в будущем1.
Контрольные вопросы
Дайте определение понятию «административная ответственность» и перечислите ее основные черты.
Какие признаки административного проступка ограждают права личности от произвольных оценок при применении административных мер принуждения?
Какие элементы образуют состав административного правонарушения?
На основании каких законов регулируются отношения в сфере исполнительной власти?
Расскажите, в каких случаях применяются административные взыскания, и перечислите их виды.
Какие государственные органы и ответственные лица имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания?
Как законы и подзаконные акты Российской Федерации обеспечивают гарантии прав и свобод граждан при рассмотрении дел об административных правонарушениях?
1 См.: Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. 1994, № 8-9. С. 52-65.
1 См.: Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. -М., 1967. С. 93.
2 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. — М., 1976. С. 135.
1 Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел России (Межвузовская научно-практическая конференция) // Государство и право. 1993, №12. С.32.
2 В юридической литературе существуют и иные точки зрения на признаки административного правонарушения. Особенно это касается общественной опасности проступка (см.: Якуба О.М. Административная ответственность. — М., 1972. С. 41).
1 См.: Комментарий к ст.321 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. — М: Проспект, 1997. С. 73.
1 См.: Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. Под ред. проф. М.К. Треушникова. — М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 89.
1 См.: Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993, №2, С. 97-45.