1. Понятие, виды и стороны коллективного трудового спора

| Правовой портал "Правопорядок" | 1. Понятие, виды и стороны коллективного трудового спора |
1. Понятие, виды и стороны коллективного трудового спора

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и закрепляет в ст. 37 право на забастовку. В соответствии с этими конституционными положениями в 1995 г. был принят Закон о порядке разрешения коллективных трудовых *(115) споров, который действовал до 6 октября 2006 г. — момента вступления в силу Закона о внесении изменений в ТК РФ. В настоящее время основным источником правового регулирования коллективных трудовых споров является ТК РФ — Гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров», а также ФКЗ и ФЗ РФ, регулирующие как отдельные сферы деятельности, так и деятельность отдельных категорий работников и работодателей.
Определение понятия коллективного трудового спора дается в ст. 398 ТК РФ, в соответствии с которой коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Из этого определения коллективного трудового спора в юридической литературе выделяют два его признака: коллективный характер и особый предмет разногласий.
Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Коллективный трудовой спор возникает между работниками и работодателем или работодателями, т.е. вторая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом работодателями данной отрасли, территории и т.п.
Однако коллективный характер одной или обеих сторон разногласий не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, — его предмет. Такой спор может возникнуть:
1) по поводу установления и изменения условий труда;
2) заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
3) отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.
Условия труда устанавливаются законом и нормативными правовыми актами, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств. Применительно к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем.
Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования
Для того чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения законов и нормативных правовых актов (за исключением соглашений и коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации могут рассматриваться в качестве коллективных.
Все коллективные трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям: а) по характеру спора; б) по правоотношениям, из которых вытекает спор, — его уровень.
По характеру спора различают:
1) споры работников с работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство. К ним относятся и споры при коллективных переговорах о коллективных договорах и соглашениях. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, т.е. спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда подобные споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношении: отраслевом, региональном, территориальном и др. К спорам интересов надо отнести и споры, возникающие на уровне организации об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников в ходе принятия локальных нормативных актов о труде. Примером такого рода споров может служить спор об изменении локального положения об оплате труда или утверждении правил внутреннего трудового распорядка;
2) споры работников с работодателями (или их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Это так называемые споры права. Момент начала таких споров — день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный законом срок. Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий, как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах.
По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:
1) споры из правоотношения коллектива работников с работодателем (его представителем);
2) споры из правоотношения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников с работодателем (его представителем);
3) споры из правоотношений социальных партнеров выше уровня организации.
Таким образом, все коллективные споры — это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. Как следует из определения коллективного трудового спора, его сторонами выступают работники (их представители) и работодатели (их представители).
Представителями работников могут выступать следующие субъекты:
4) профессиональные союзы и их объединения;
5) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
6) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Представителями работодателя могут выступать:
1) руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица;
2) объединения работодателей;
3) представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций.
Более подробно о рассматриваемых субъектах трудового права изложено в лекции «Социальное партнерство».