3. Органы социального партнерства

| Правовой портал "Правопорядок" | 3. Органы социального партнерства |
3. Органы социального партнерства

Социальное партнерство может возникать только по инициативе, по меньшей мере, одной из сторон, для решения задач и достижения рассмотренных нами целей. Такое положение не предусматривает в штате сторон специальных структурных единиц, на которые были бы возложены функции социального партнерства. Вместе с тем, возникает потребность в формировании специальных органов, способных обеспечить достаточное регулирование социально-трудовых отношений. Такими органами выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые на равноправной основе по решению сторон социального партнерства и наделенные ими необходимыми полномочиями.
Основными задачами указанных органов являются:
1) обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;
2) ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений;
3) организация контроля за их выполнением на всех уровнях.
Состав, структура, полномочия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений зависят от уровня социального партнерства.

Федеральный уровень предусматривает образование постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии (далее — Комиссия) по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Законом о трехсторонней комиссии. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
Основными задачами Комиссии являются:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Особенность правового статуса указанного органа проявляется в назначении Президентом РФ координатора Комиссии, который не является ее членом, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании, но в то же время имеет достаточные полномочия для осуществления правового контроля *(17). Такие же координаторы предусмотрены и для каждой стороны Комиссии.
Поскольку вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений находятся в совместном ведении России и ее субъектов, в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Так, например, на территории Волгоградской области таким нормативным актом является Положение о Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений *(18), а персональный состав комиссии утвержден Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 1 октября 2001 г. N 855 «О составе Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений».
Отраслевой (межотраслевой) уровень, предусматривает образование отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства, объединенных принадлежностью, к какой либо отрасли (отраслям) экономики.
На локальном уровне формируются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, ограниченные деятельностью организации — юридического лица или работодателя — индивидуального предпринимателя. Состав таких комиссий, их полномочий утверждаются локальными нормативными актами работодателя в порядке, предусмотренном ст. 8 ТК РФ.
На основе особенностей метода правового регулирования трудового права — сочетании государственного и договорного характера регулирования рассматриваемых отношений — возникает потребность формирования государственных гарантий деятельности органов социального партнерства. Не менее значимым является и участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.
Анализ норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права позволяет определить основные направления такой политики.
1. Основными целями государственной политики является согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
2. Органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ) и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Однако, в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей).
3. Содержанием указанных в п. 2 обязанностей, является разработка и (или) обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда (далее — Проекты) в порядке, установленном трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, соглашениями.
Особенность такой процедуры заключается:
1) в направлении Проектов на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты;
2) в обязательном рассмотрении органами власти, принимающим указанные акты, решений соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им Проектам.