2. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве |
2. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

На практике вопросы социального партнерства реализуются через представителей сторон рассматриваемого правового института трудового права. Как известно такими сторонами выступают представители работников и представители работодателей, субъектный состав которых зависит от уровня и целей социального партнерств. В широком смысле такие цели могут носить как «общий» характер, присущий социальному партнерству в целом, так и «специфический» характер, заключающийся в достижении определенных социально-трудовых целей.
Так для достижения «общих» целей социального партнерства представителями работников могут выступать следующие субъекты:
1) профессиональные союзы и их объединения;
2) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
3) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Для достижения «специфических» целей, таких как:
1) проведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора, осуществления контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками;

2) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Таким образом, в первом случае (локального регулирования социально-трудовых отношений, представителями работников могут выступать как профессиональные союзы в лице первичной организации, так и иные представительные органы. Во втором — регулировании рассматриваемых отношений за пределами организации — работников могут представлять профессиональные союзы различных уровней.
Вместе с тем, указанные случаи представительства работников имеют свои особенности.
Так представление интересов работников первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляется, как правило, в отношении работников являющихся членами соответствующих профсоюзов. Однако, как следует из содержания ст. 9 Закона о профсоюзах, отсутствие такого членства не может являться препятствием в реализации работников своих трудовых прав и свобод. Именно поэтому в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем, представляет первичная профсоюзная организация.
Кроме того, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
В практике трудовых и иных связанных с ними отношений достаточно широко распространены случаи, когда работники не объединены в профессиональные союзы, поскольку такое объединение осуществляется только на добровольных началах. Может сложиться ситуация и когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в указанном выше порядке, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
Вместе с тем, такое положение не должно ограничивать право указанных работников на представительство в социальном партнерстве. В таких случаях, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель — представительный орган работников. Таким представительным органом может выступать «трудовой коллектив», «органы общественной самодеятельности» и другие. В то же время наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Наряду с добровольным (диспозитивным) характером формирования представительных органов работников, ТК РФ (например, ст. 32) содержит и ряд императивных норм, согласно которых работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Такие условия должны быть закреплены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
В зависимости от целей социального партнерства представителей работодателя можно классифицировать по трем категориям.
К первой категории относится руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Рассматриваемая категория представляет интересы работодателей в случаях:
1) проведения коллективных переговоров;
2) заключения или изменения коллективного договора;
3) рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Во вторую категорию входят объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанные органы представляют интересы работодателей при:
1) проведении коллективных переговоров;
2) заключении или изменении соглашений;
3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;
4) при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Необходимо заметить, что особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Законом о работодателях.
К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность при:
1) при проведении коллективных переговоров;
2) заключении или изменении соглашений;
3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
4) осуществлении контроля за выполнением соглашений;
5) формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.