1. Понятие социального партнерства

| Правовой портал "Правопорядок" | 1. Понятие социального партнерства |
1. Понятие социального партнерства

Стремительное развитие рыночного гражданского оборота требует поиска новых эффективных моделей правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Преобладание договорного характера регулирования указанных отношений над централизованным (государственным), позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».
Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Указ в целях создания системы социального партнерства ввел в практику заключение генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам; на уровне предприятий — коллективных договоров; на уровне отрасли — региональных отраслевых и иных социально-экономических соглашений. Указ расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.

Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе о коллективных договорах и соглашениях. Впервые в истории трудового права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях. Так Закон, в соответствии с Конвенцией МОТ N 98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», впервые ввел термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры».
1 мая 1999 г. был принят Закон о трехсторонней комиссии, согласно которому, впервые на законодательном уровне возникло регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, а также была сформирована правовая основа деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 1 февраля 2002 года вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются разделом II части второй ТК РФ, который с момента признания утратившим силу Законом о коллективных договорах и соглашениях *(15) стал практически единственным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу на федеральном уровне.
Понятие социального партнерства содержится в ст. 23 ТК РФ, согласно которой социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Представляя собой, правовой акт, обладающий высшей юридической силой, ТК РФ в указанном определении окончательно сформулировал термин «социальное партнерство», который до недавнего времени употреблялся и в иных аспектах, например, в рамках взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти, взаимном консультировании и обсуждении ими различных вопросов и др. Учитывая, что трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, выступают предметом трудового права, можно сделать вывод, о том, что социальное партнерство направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования предмета трудового права.
Как и любой правовой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений — принципов. Нам представляется целесообразным классифицировать такие принципы по следующим основаниям:
1) основанные на субъектном составе сторон социального партнерства:
a) равноправие сторон;
b) уважение и учет интересов сторон;
c) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
d) полномочность представителей сторон;
2) связанные с достижением целей социального партнерства:
a) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
b) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
c) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
d) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
3) связанные с государственными гарантиями социального партнерства:
a) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
4) правовые:
a) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5) контроля и ответственности сторон социального партнерства:
a) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
b) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Стороны социального партнерства. Стороны социального партнерства следует отличать от сторон трудовых отношений. В первом случае такими сторонами являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, во втором — индивидуальный работник и индивидуальный работодатель.
Особенности органов власти (государственной и местного самоуправления), проявляется в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами социального партнерства, а только в следующих случаях:
1) когда они являются работодателями;
2) когда они уполномочены работодателями, быть их представителями;
3) в случае, когда соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере, не создано;
В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотренных трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Российская Федерации представляет собой федеративное государственное образование, объединяющее 87 субъектов. Административно-территориальное деление РФ, деление экономической сферы деятельности на отрасли послужило основанием для выделения уровней социального партнерства по следующим видам и основаниям:
1) федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на всей территории РФ;
2) межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
3) региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
4) отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
5) территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
6) локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Указанная классификация уровней социального партнерства представляется логичной и вполне обоснованной, поскольку увязана с существующей в РФ системой органов власти различного уровня, которые могут выступать стороной социального партнерства и осуществлять правовое регулирование в пределах своей компетенции. Так на региональном уровне вопросы социального партнерства могут регулироваться законами субъектов РФ с учетом сложившихся особенностей региона. Например, правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства в Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом (Основным законом) Волгоградской области, основные условия и принципы содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей устанавливает Закон «О социальном партнерстве в Волгоградской области». Указанный правовой акта субъекта РФ определяет круг участников социального партнерства, среди которых находятся администрация Волгоградской области, областной совет профсоюзов, областные, отраслевые и территориальные объединения работодателей, администрации муниципальных образований, соответствующие профсоюзы и их объединения. Примечательным является факт законодательного закрепления такой стороны социального партнерства как, органы общественной самодеятельности — органы образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные на представительство их в соответствии со своими уставами *(16). Представляя собой одну из форм выражения трудового права Закон устанавливает объект социального партнерства — социально-экономические и социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства и его предмет — принятые обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами.
Реализация принципов, целей и задач социального партнерства возможна в установленных ТК РФ формах. На практике такие формы проявляются как:
1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Структура лекционного материала позволяет более подробно рассмотреть указанные формы в последующих вопросах рассматриваемой темы.
Юридическая природа сторон социального партнерства, как отдельных категорий работников, так и работодателей позволяет говорить об особенностях применения к ним изложенных аспектов.
Так к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ такие особенности устанавливаются ФЗ. Например, согласно п. 2 ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие могут состоять в общественных организациях, в том числе в профсоюзах и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Однако создание и деятельность таких профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.