§ 3. Тарифная система и ее элементы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Тарифная система и ее элементы |
§ 3. Тарифная система и ее элементы

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда какая-либо дискриминация.
Заработная плата выплачивается в денежной форме. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы и лишь по письменному заявлению работника. Не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других веществ, запрещенных к свободному обороту (ст. 131 ТК).
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются (ст. 135 ТК):
работникам организаций, финансируемых из бюджета,— соответствующими законами и иным трудовым законодательством;
работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетным и от доходов предпринимательской деятельности) — трудовым законодательством, локальными нормативными актами организации, коллективным договором, соглашениями;

работникам других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами.
Таким образом, Трудовой кодекс предусматривает что большинство организаций сами устанавливают в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях конкретные для определенных групп работников системы и тарифы оплаты труда, надбавки и доплаты к ним. Они могут дополняться и конкретизироваться для каждого работника в его трудовом договоре.
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа данной организации.
Условия оплаты, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с Кодексом и иным трудовым законодательством.
Ныне усиливается тенденция придать большую роль различным тарифным соглашениям для определения размеров заработной платы. Но они, как и коллективные договоры, в соответствии со ст. 9 ТК не должны снижать установленных законодательством гарантий. Тарифная система заработной платы является одной из социальных гарантий, ее правовой основой. Большое значение имеют тарифные отраслевые соглашения и локальные нормы самих организаций. Именно тарифная система помогает заранее устанавливать нормы оплаты труда рабочих, а также специалистов и служащих, поскольку на них также распространяются многие элементы тарифной системы (северные надбавки, районные коэффициенты, устанавливаемые централизованно, а также надбавки и доплаты, предусматриваемые в договорном порядке).
Законодатель дает понятие тарифной системы: это «совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной плаш работников различных категорий» (ст. 129 ТК). Тарифная система оплаты труда работников бюджетных организаций всех уровней устанавливается на основе Единой тарифной сетки, являющейся гарантией по оплате труда этих работников, а в других организациях тарифная система может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).
Составными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники (КС), тарифные сетки, тарифные ставки, надбавки и доплаты, перечни (списки) работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Каждый из указанных элементов утверждается в определенном порядке для определенных целей. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные справочники должностей служащих утверждены в централизованном порядке Правительством РФ.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих содержат перечни работ, их характеристики и разграничение этих работ по сложности на разряды. Они служат для определения тарифно-квалификационными комиссиями квалификационного разряда рабочего. Чем выше разряд, тем выше оплата, которая определяется по тарифной сетке.
Квалификационные справочники должностей служащих состоят из трех частей: руководители; специалисты; технические исполнители. В справочниках по каждой работе (разряду, должности) указано, что должен знать работник, каким уровнем специального образования должен обладать, его функциональные обязанности по данной специальности, квалификации, которые работник должен знать и уметь выполнять. Есть единые тарифно-квалификационные справочники для рабочих сквозных профессий для всего народного хозяйства, а есть и отраслевые по видам отраслевых работ, на основе которых могут разрабатываться локальные квалификационные справочники для рабочих данного производства.
Тарифная сетка — это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Она содержит перечень тарифных разрядов с указанием для каждого из них соответствующих коэффициентов; за единицу берется коэффициент 1-го разряда, например:
В тарифной сетке указана ставка 1-го разряда, например, повременщика — 45 руб./ч; сдельщика — 55 руб./ч.
Таким образом, тарифная сетка представляет собой указание тарифных разрядов (профессий, должностей) и их соответствующих тарифных коэффициентов, показывающих, насколько ставка данного разряда будет выше первого, ставка которого дается в сетке.
На большинстве производств действует 6- или 8-разрядная сетка, но есть и 10- и 12-разрядные сетки, а в бюджетной сфере—Единая для рабочих и служащих 18-разрядная тарифная сетка (ETC), установленная Правительством РФ в 1992 году. По ней рабочие оплачиваются с 1-го по 8-й (в отдельных случаях—по 10-й разряд), а служащие —со 2-го по 18-й разряд и соотношение в оплате между крайними разрядами (1-м —18-м) 1:4,5. Субъекты Федерации за счет своих бюджетов могут повышать эти ставки Единой тарифной сетки.
Ставка 1-го разряда ETC в настоящее время составляет 450 руб. в месяц, но второй крайний коэффициент, т. е. самого высокого 18-го разряда, снижен с 10 до 4,5. Таким образом, снижены п коэффициенты более высоких разрядов и заработная плата их почти не повысилась с 1 января 2002 г.
Ныне ETC бюджетной сферы содержит следующие тарифные коэффициенты и ставки (оклады) но каждому из 18 ее разрядов:
Тарифные сетки и ставки определяются коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).
Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника данного разряда в единицу времени (в час, день, месяц) за выполнение нормы труда. Тарифная ставка является неразрывной частью тарифной сетки. 13 каждой сетке дается ставка 1-го разряда, которая не может быть ниже минимального размера заработной платы. Умножая ее на поразрядный коэффициент, получаем ставку соответствующего разряда. В сетке даются две ставки — одна для повременно оплачиваемых работ, а другая (несколько большая) — для сдельных. Размеры тарифных ставок, окладов, их соотношение между отдельными категориями работников определяют теперь сами организации и фиксируют их в коллективных договорах и иных соглашениях.
При оплате труда рабочих они могут также применять и бестарифную систему, если сочтут такую систему наиболее целесообразной. Оплата же труда руководителей, специалистов и служащих базируется, как правило, на должностных окладах, устанавливаемых работодателем в соответствии с должностью и квалификацией работника. Для них может быть установлен и иной вид оплаты труда: в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.
Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения профсоюзного органа организации. Они могут определяться и коллективными договорами.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Федерации,— органами исполнительной власти данного субъекта; в организациях, финансируемых из местного бюджета,— органами местного самоуправления (ст. 144 ТК). Статьей 145 ТК определен порядок установления оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций. Размеры оплаты труда названных работников иных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.
Надбавки и доплаты являются элементом тарифной системы, дополнительным к тарифным ставкам. Поскольку тарифные ставки учитывают лишь квалификацию работника и его специальность, то в надбавках и доплатах учитываются и другие основания дифференциации заработной платы: тяжелые условия труда, работа в местностях с особыми климатическими условиями (северные надбавки), район труда (районные коэффициенты), сменность (доплаты за сменность), значимость, количество и качество труда (доплаты за профессионализм) и др. Путем надбавок, доплат и других вознаграждений, которые теперь определяются в большинстве случаев в процентном отношении к тарифной ставке (окладу), формируется дифференцированно и средний заработок работника, включающий тарифные ставки (оклады) и все виды надбавок и доплат. Цель надбавок — стимулировать работу в определенных районах, местностях, профессиях, а также мастерство работников и т. д. Цель доплат — компенсировать повышенную интенсивность труда (за совмещение профессий, руководство бригадой и пр.) или труд, осуществляемый с неблагоприятным режимом и в тяжелых условиях (за сменную работу, за вахтовый метод работы, в полевых условиях, за разъездной характер работы и т. д.). >* .
Надбавки и доплаты могут быть трех видов: централизованные, установленные законодательством; локальные, установленные в данной организации; предусмотренные конкретным трудовым договором по соглашению его сторон.
В централизованном порядке установлены следующие надбавки и доплаты: северные надбавки, районные коэффициенты, за работу в полевых условиях (геодезистам, геологам и др.), за разъездной характер работы, за работу и проживание в зоне Чернобыльской АЭС, за звание, классность, ученую степень и др., которые обязательны к выплате работникам всех организаций независимо от формы собственности. Их размеры являются тем минимумом, ниже которого они не могут устанавливаться. Организации могут повышать их самостоятельно.
Средняя заработная плата по регионам страны значительно различается. Районный коэффициент начисляется работнику с первого дня его работы в данном районе, а первую северную надбавку (10%) он получает лишь по истечении шести месяцев работы в районах Крайнего Севера и года работы в приравненных к ним местностях, далее она увеличивается каждые шесть месяцев (год работы) еще на 10% и выплачивается наряду с районными коэффициентами. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с последующими изменениями и дополнениями1 в ст. 11 предусмотрел, что молодым работникам (до 30-летнего возраста) северная надбавка выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.
Руководителям государственных органов Правительства РФ, государственных органов при Правительстве РФ, государственных органов федеральных органов исполнительной власти установлена ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в размере 20% их должностного оклада1.
В централизованном порядке установлены надбавки и доплаты за работу в полевых условиях (геологам, геодезистам и др.) до 50% тарифной ставки в зависимости от местности; за подвижной, разъездной характер работы — от 15 до 40% тарифа; за работу и проживание в зоне Чернобыльской АЭС. Централизованными являются северные процентные надбавки, районные коэффициенты, надбавки за классность, за звание по профессии для тех работников, для которых они предусмотрены (водители автомобилей I и II классов, машинисты локомотивов I, II, III классов, судьи, прокуроры, лесничие и др.). Многие работники водного хозяйства получают надбавку за звание «мастер» такой-то специальности и др.
Размер централизованных надбавок и доплат и перечни районов для северных надбавок и районных коэффициентов устанавливаются Правительством РФ. Это элементы централизованного государственного регулирования заработной платы, включая ее районную и отраслевую дифференциацию.
Районные коэффициенты увеличивают размер фактической оплаты труда в данном районе на этот коэффициент (от 1,1 до 2 в зависимости от района). Основная цель — компенсировать более высокий, чем в других районах, прожиточный минимум и тем самым выравнивать в определенной степени реальную заработную плату этого района с другими.
В организациях бюджетной сферы районные коэффициенты начисляются на весь заработок, включая надбавки и доплаты.
Другие работодатели обязаны применять эти коэффициенты и надбавки к минимальному размеру оплаты труда, а начисление их на остальную часть оплаты труда определяется коллективными договорами и соглашениями. Надбавки и доплаты, установленные коллективными договорами, соглашениями, распространяются лишь на работников данного производства.
Все надбавки и доплаты устанавливаются и начисляются в процентном отношении к тарифной ставке.
Организации, устанавливая локальные надбавки и доплаты, вводят и их размеры, например, за профессиональное мастерство, высокое качество работы, за интенсивность труда, за работу в тяжелых и вредных условиях труда с учетом результатов аттестации рабочих мест.
В бюджетной сфере размеры локальных надбавок и доплат стимулирующего характера определяют организации самостоятельно в пределах их средств на оплату труда без ограничения максимальных размеров.
К элементам тарифной системы можно отнести Списки профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, по которым и устанавливаются конкретным работникам надбавки за эти неблагоприятные условия труда. О них было сказано в гл. 11 учебника, поскольку это те работы, на которых устанавливаются и сокращенное рабочее время, и дополнительные отпуска за вредность условий труда, и надбавки к заработной плате. В каждой организации перечни таких работ разрабатываются с учетом централизованных медицински обоснованных списков и результатов аттестации рабочих мест и прилагаются к коллективному договору.
Условия оплаты труда изменяются в том же порядке, в котором они были установлены. Не допускается изменение условий оплаты труда конкретного работника в неблагоприятную для него сторону без его согласия.
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 807 с изменениями и дополнениями от 24 октября 20021 с 1 января 2003 г. установлены оклады за звание действительного члена Российской академии наук — 20 000 руб., члена-корреспондента РАН —10000 руб. в месяц. Действительным членам других пяти государственных академий — 14 000 руб., а членам-корреспондентам — 7 000 руб. в месяц.
Некоторые специальные правовые акты также устанавливают надбавки и доплаты отдельным работникам. Так, для государственных служащих установлены надбавки за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия труда.