§ 3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству |
§ 3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству

Эти правоотношения возникают при нуждаемости гражданина в помощи со стороны государственных органов в подыскании ему подходящей работы и трудоустройстве, а может быть, и в получении новой специальности, в переквалификации. Поэтому правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройства предшествуют трудовым правоотношениям, а при высвобождении работников могут и последовать за прежними трудовыми правоотношениями или же изменить их при трудоустройстве в той же организации.
Если гражданин устраивается на работу самостоятельно, без помощи органов трудоустройства, у него не возникает правоотношения по трудоустройству. Но с появлением безработицы все труднее становится устраиваться на работу самостоятельно. Поэтому тот, кто ищет работу и готов приступить к ней, обращается в органы службы занятости за помощью в подыскании подходящей работы, а если ее нет, то и для получения от этих органов пособия по безработице.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. в ред. от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями урегулировал отношения по обеспечению занятости и трудоустройству, что является гарантией реализации принципа обеспечения права на труд и свободы труда. Основными органами по этим вопросам является Министерство труда и социального развития РФ и его органы на местах.

Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают в трех взаимосвязанных видах:
правоотношение между органом службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы и признании его безработным;
правоотношение между органом службы занятости и работодателем, обязанным эту службу информировать о потребности в кадрах, наличии вакантных мест, предстоящих массовых высвобождениях, перечислять взносы в фонд занятости и принимать на вакантные места направляемых органом службы занятости подходящих работников;
правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.
Каждое из этих трех видов правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры работников.
Правоотношение между органом службы занятости и гражданином возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.
С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом службы занятости.
Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию в качестве безработного и использовать направления органа службы занятог сти для подыскания и получения подходящей работы.
Безработные имеют право на бесплатную информацию о работе, консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению органа службы занятости.
Орган службы занятости обязан: оказывать бесплатное посредничество между гражданином и работодателем в получении подходящей работы, помощь гражданину в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечить регистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям (и стипендиям, если гражданин проходит профподготовку) с учетом иждивенцев.
Основанием прекращения данных правоотношений является акт приема на работу гражданина, т. е. заключение с ним работодателем трудового договора.
Правоотношение между органом службы занятости и работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.
Содержание этого правоотношения составляют права и обязанности его субъектов.
Глава V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает участие работодателей в обеспечении занятости, их обязанности (ст. 25) и права (ст. 26) по отношению к органу занятости.
Так, работодатель обязан: своевременно, не менее чем за три месяца, представить полную информацию органу службы занятости о возможных массовых увольнениях трудящихся; возмещать затраты органа службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости; вносить своевременно страховые взносы в фонд занятости; сообщать о наличии вакантных мест.
Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:
анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;
информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов и других граждан, требующих специальной защиты.
Работодатель имеет право обжаловать действие органа службы занятости в его вышестоящий орган, а также в установленном законодательством судебном порядке.
Правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и работодателем возникает с момента передачи работодателю гражданином направления органа службы занятости.
Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению органа службы занятости, выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю все необходимые при приеме документы.
Работодатель имеет право принять на работу гражданина, непосредственно к нему обратившегося, наравне с направленным органом службы занятости, но не в счет квоты. Имея право выбора, он может отказать в приеме по направлению органа службы занятости.
При приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем дня приема на работу. На этом правоотношение гражданина по трудоустройству прекращается, и возникает трудовое правоотношение. Если же в приеме на работу работодатель отказывает, то в направлении им делается отметка о дне явки к нему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину. В этом случае правоотношение по трудоустройству не трансформируется в трудовое правоотношение. Но оно может возникнуть по новому направлению с другим работодателем.
Государство гарантирует предоставление работодателями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы на период не менее трех лет выпускникам специальных учебных заведений. В случае отказа в приеме на работу по направлениям учебных заведений ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений соответствующие работодатели производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере годового среднего заработка работника данной категории. Выпускник, имеющий такое направление, отказ в приеме на работу может оспорить в судебном порядке.