§ 4. Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права |
§ 4. Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права

Статья 30 Конституции РФ предусматривает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно является одним из важнейших прав человека, признанных Международным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.), который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая й^аво создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов».
Международно-правовые начала свободы деятельности профсоюзов в сфере труда заложили две Конвенции МОТ: № 87 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 1949 года «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров». Затем МОТ приняла еще ряд конвенций и рекомендаций о свободе деятельности профсоюзов трудящихся в сфере труда.
Профсоюзы — наиболее массовая организация трудящихся, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже первый Кодекс законов о труде России 1918 года профсоюзы признал субъектами трудового права и закрепил их права в сфере труда. Кодекс 1922 года эти права значительно расширил. В 1930 году профсоюзам были переданы функции ликвидированного Наркомтруда СССР по руководству государственным социальным страхованием и его фондом, а также правовая и техническая инспекции с их функциями государственного надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда. Ныне эти функции российское государство обратно приняло на себя, оставив за профсоюзами лишь участие в них.

Кодекс законов о труде 1971 года предусматривал права профсоюзов в отдельной гл. XV, которая в 1992 году значительно была изменена по 5 из 10 имевшихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ранее перечислявшая основные права профкома организации, стала отсылочной. В ней указывалось, что права соответствующего выборного профсоюзного органа на производстве и гарантии его деятельности определяются законодательством, уставом производства, коллективными договорами и соглашениями.
Трудовой кодекс РФ еще больше сократил права профсоюзов, особенно профсоюзных органов организаций. Их согласительные права заменены лишь мнением профсоюзного органа, не обязательным для работодателя. В каждом из институтом трудового права в Кодексе есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правоприменительных действиях администрации путем дачи согласия или изложения своего мнения на конкретные правоприменительные действия администрации. Таких статей в Кодексе около двух десятков. Кроме того, ряд законов (о коллективных договорах и соглашениях, о занятости, об основах охраны труда и др.) также предусматривают отдельные права профсоюзов и их органов.
Основные права профсоюзов в сфере трудового права и их трудо-правовой статус определены также Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.’ О нем будет подробно сказано в следующей главе Учебника.
Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профсоюзного органа организации и закакнчивая федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.
Профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Их органы регистрируются лишь как юридические лица.
Государственные органы, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается на работодателя и его администрацию. Так, по Закону о профсоюзах они обязаны предоставлять профсоюзному органу организации помещения, транспортные средства, средства связи и т. д., а также отчислять ему денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу.
Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но теперь (по новому Кодексу) профсоюзы не могут участвовать в организации и управлении производством. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в управлении организациями, поскольку ст. 52 и 53 ТК, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через представительные органы, а ими являются в первую очередь профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Работодатель обязан создавать условия для осуществления этого права работников.
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации обеспечивается администрацией работодателя.
Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данной организации и членов ее семей, в том числе и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.
Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т. е. при создании норм трудового законодательства об*установлении условий труда, их защите, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства. При этом во взаимоотношениях с работодателями они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на работодателе. О правовом статусе профсоюзов и их конкретных правах см. гл. 5 Учебника.
Субъектами трудового права являются также Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Трудовой кодекс (гл. 57) закрепил их права и обязанности, отнес к ним следующие органы надзора с их территориальными учреждениями:
1) Федеральная инспекция труда. Она осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации. Эта инспекция образована в 1998 году в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией МОТ №81 (1947 г.) «Об инспекции труда». Правовой статус федеральной инспекции труда определен гл. 57 (ст. 350—365) ТК и Положением о ней, принятом в 2000 году1. Ее деятельностью руководит Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Он является заместителем Министра труда и социального развития РФ.
Вся деятельность органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе гуманных принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законности, объективности, гласности и независимости. Полномочия государственных инспекторов — органов федеральной инспекции труда РФ прямо закреплены в Кодексе в ст. 357 (их права) и в ст. 358 (их обязанности);
2)Государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
Она осуществляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т. п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиче-ских правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Госсанэпиднадзора находится в структуре Минздрава России и действует на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.1;
3)Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Он действует на основании ст. 366 ТК и Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г.2 В Положении определены его права и обязанности в надзорной сфере. Имеются специальные перечни предприятий, производств и работ, за которыми органы Госгортехнад-зора осуществляют надзор. Эти работы связаны с повышенной опасностью, с пользованием недрами, с работой под землей, на магистральных трубопроводах, с вредными, взрывчатыми и опасными веществами, с перевозкой опасных грузов и т. п.
За нарушение правил по безопасному ведению работ, хранению, использованию взрывчатых веществ начальники инспекции, округов и их заместители налагают на соответствующих виновных должностных лиц администрации штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление о наложении штрафа может быть в 10-дневный срок обжаловано в вышестоящий орган этого надзора или в суд, решение которых является окончательным;
4) Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор). Он находится в структуре Министерства топлива и энергетики РФ. В соответствии со ст. 367 ТК и Положением о Госэнерго-надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.3, Госэнергонадзор осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоисгюльзующих установок. Как и другие специализированные государственные инспекции, он разрабатывает и утверждает соответствующие правила, инструкции по этим вопросам по согласованию с профсоюзными центральными органами, участвует в разработке технических условий на соответствующее оборудование и госстандартов. Инспектора Госэнер-гонадзора, как и других специализированных государственных инспекций, проверяют и визируют проекты новых и реконструируемых установок, могут участвовать в расследовании несчастных случаев на поднадзорном производстве;
5) Государственный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Правовой статус Госатомнадзора России закреплен в Положении о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденном распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г’. Органы Госатомнадзора осуществляют надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК). Госатомнадзор разрабатывает и принимает правила, указания, инструкции, обязательные для всех соответствующих производств. Он имеет право запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность работников и населения, окружающей среды, а также может привлекать к административной ответственности должностных лиц не только производств, но и министерств, ведомств, органов исполнительной власти, допустивших нарушения требований правил ядерной и радиационной безопасности.
Помимо перечисленных государственных инспекций, контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда осуществляют профсоюзы и их инспекции (см. подробнее гл. 5 Учебника).
Субъектами трудового права являются и органы службы занятости в правоотношениях по обеспечению занятости и трудоустройства (см. подробнее гл. 9 Учебника).
К субъектам трудового права относятся также соответствующие юрисдикционные органы, рассматривающие индивидуальные (комиссия по трудовым спорам, суд и др.) и коллективные трудовые споры (примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж).
Все указанные выше субъекты трудового права выступают субъектами соответствующих правоотношений трудового права. И чтобы перечислить всех субъектов, надо указать стороны всех девяти видов отношений, составляющих предмет трудового права. Некоторые из них являются стороной не одного, а нескольких отношений (работник, работодатель и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие «субъект трудового права».
2. Что следует понимать под правовым статусом субъекта трудового права?
3. Дайте классификацию субъектов трудового права и их видов.
4. Какова характеристика гражданина как субъекта трудового права?
5. Охарактеризуйте работодателя как субъекта трудового права.
6. Трудовой коллектив как субъект трудового права.
7. Профсоюзные органы как субъекты трудового права.
8. Какие еще можно выделить субъекты трудового права?