§ 7. Окончание предварительного расследования: российская история и зарубежный опыт

| Правовой портал "Правопорядок" | § 7. Окончание предварительного расследования: российская история и зарубежный опыт |
§ 7. Окончание предварительного расследования: российская история и зарубежный опыт

Как видно из сказанного в данной главе, завершающий этап предварительного расследования — совокупность процессуальных действий, которые призваны выполнять ряд важнейших функций:
систематизацию и анализ собранных по делу доказательств;
определение их достаточности (разумеется, с точки зрения лица, производившего расследование) для направления дела в суд, где оно будет рассмотрено по существу, либо для принятия какого-то иного решения, завершающего предварительное расследование (о прекращении дела либо о его направлении в суд с целью применения принудительных мер медицинского характера);
проверку полноты имеющихся материалов и устранение пробелов в них;
обязательное предоставление обвиняемому и его защитнику возможности ознакомиться со всеми материалами дела;
ознакомление с материалами дела других участников судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца и др.), если они изъявят желание сделать это;
выявление с помощью названных участников производства по делу пробелов и неясностей, которые могли быть допущены во время предварительного расследования;

принятие мер к устранению таких пробелов и неясностей (дополнительные следственные действия по ходатайствам участников процесса);
обеспечение обвиняемого и других участников информацией, знание которой крайне необходимо для отстаивания ими своих прав и законных интересов при разбирательстве дела судом по существу.
Именно такой, пользующийся практически всеобщим признанием, подход к пониманию сущности и значения рассматриваемого этапа предварительного расследования сложился в наши дни. В нем, разумеется, трудно не видеть многие достоинства.
Однако считать его единственно возможным и приемлемым едва ли будет резонно. Российский опыт прошлых лет и современный опыт ряда зарубежных стран говорят о том, что регламентация завершающего этапа предварительного (досудебного) расследования уголовных дел может иметь множество вариантов.
По УУС, например, в дореволюционной России предварительное следствие считалось оконченным после того, как судебный следователь приходил к убеждению, что он собрал достаточные доказательства для того, чтобы дело могло быть успешно разрешено в ходе судебного разбирательства. Свой вывод он сообщал прежде всего обвиняемому. При этом, если обвиняемый изъявлял желание, ему предъявлялись материалы следствия. Следователь одновременно задавал вопрос: «Не желает ли он (обвиняемый. — К.Г.) представить еще что-либо в свое оправдание» (ст. 476 УУС). Остальным участникам судопроизводства следователь объявлял, что «следствие заключено», а после этого отсылал «все производство прокурору или его товарищу» (ст. 478 УУС). Если прокурор приходил к выводу, что следствие произведено полно и обвиняемого можно предать суду, то давал свое заключение по этому вопросу для окружного суда, и оно «излагалось в форме обвинительного акта» (ст. 519 УУС). Такое действие и считалось преданием суду (см. § 8 гл. 17 учебника).
В УПК 1922 г. эти вопросы были решены в принципе так же, но составление обвинительного акта возлагалось на следователя, который он направлял прокурору. По УПК 1923 г. (после внесения в него изменений в 1924 г.) предусматривался порядок, более близкий к тому, что мы имеем сейчас. В его ст. 207 говорилось: «Признав предварительное следствие законченным, следователь объявляет об этом обвиняемому и в случае его о том просьбы предъявляет ему все производство по делу, а также обязан спросить обвиняемого, чем он желает дополнить следствие».
Иные решения по вопросам окончания предварительного расследования выработаны практикой уголовного судопроизводства в других странах.
Похожим по форме, установленной в действующем российском УПК, является порядок окончания предварительного расследования, сложившийся к настоящему времени в уголовном процессе ФРГ. По большинству уголовных дел германский прокурор, приняв решение о направлении дела в суд для разбирательства по существу, составляет процессуальный документ, именуемый обвинительным заключением. В соответствии с § 200 УПК ФРГ в этом документе «должны быть указаны: обвиняемый, деяние, которое вменяется ему в вину, время и место его совершения, правовые признаки уголовно наказуемого деяния и подлежащие применению нормы уголовного закона (формула обвинения). Далее в нем должны быть приведены доказательства, указаны суд, в котором состоится судебное разбирательство, и защитник». По делам о менее опасных преступлениях, которые рассматриваются единоличными судьями, в обвинительном заключении не обязательно подробно излагать все обстоятельства дела, установленные в ходе расследования.
Возможен еще более упрощенный порядок. Он соблюдается по делам, рассматриваемым в порядке ускоренного (упрощенного) производства. Для таких дел составление обвинительного заключения не требуется (ч. 2 § 212а УПК ФРГ). По ним обвинение в суде возбуждается устно в начале судебного разбирательства, и его основные положения заносятся в протокол судебного заседания.
Что касается обязательного ознакомления обвиняемого по окончании расследования со всеми материалами дела, то на этот счет УПК ФРГ не дает четких предписаний.
Отсутствуют полностью такие предписания и в УПК Франции, что практически означает освобождение органов, завершающих предварительное расследование, от обязанности знакомить обвиняемых со всеми материалами дела.
Процессуальным документом, в котором по делам об опасных преступлениях формулируется обвинение, во Франции является постановление следственного судьи. В нем излагаются сведения о личности обвиняемого, месте и дате его рождения, местожительстве и профессии, а также указываются юридическая квалификация деяния, вменяемого в вину обвиняемому, и мотивы, на основании которых обвинение признается обоснованным. Вместе с тем требование о необходимости перечисления доказательств с воспроизведением их содержания не предусмотрено (см. ст. 184 УПК Франции).
Еще большей специфичностью отличается решение вопросов, касающихся окончания предварительного расследования (досудебного производства) уголовных дел в англосаксонском судопроизводстве (Англия, США и другие страны). Одной из предпосылок такой специфики является своеобразное понимание принципа состязательности: в странах, где сложилось такое судопроизводство, считается элементарным отрицание обязанности органов, завершающих предварительное (досудебное) расследование, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела. Здесь каждая из сторон собирает «свои» доказательства (обвинитель — обвинительные, а обвиняемый и его защитник — оправдательные или смягчающие ответственность). Каждая из сторон узнает о доказательствах, собранных ее процессуальным «противником», в полном объеме, как правило, лишь во время судебного разбирательства, когда происходит принятие решения по существу.
До этого момента взаимное ознакомление с имеющимися в распоряжении сторон доказательствами допускается, но при соблюдении особых правил: в некоторых случаях, например, обвиняемый, которому потребуется до судебного разбирательства прочитать протокол своих собственных показаний, данных в полиции, должен возбудить ходатайство перед судьей об издании приказа, обязывающего обвинителя представить для ознакомления этот протокол.
Процессуальные документы, на основании которых в странах данной группы происходит разбирательство уголовных дел по существу, могут называться по-разному: чаще это обвинительные акты, если речь идет об опасных преступлениях, либо информации, когда дела касаются менее опасных преступлений. Их авторами обычно являются должностные или иные лица, которые будут поддерживать обвинение во время судебного разбирательства*(277). В США документ, называемый обвинительным актом, до представления в суд должен быть, как правило, одобрен большим жюри присяжных.
Что касается содержания обвинительных документов, служащих основанием для разбирательства дела по существу, то оно должно быть максимально кратким: приводятся данные о личности обвиняемого, о месте, времени, способе совершения преступления и его квалификации. К ним могут быть приложены списки лиц, подлежащих вызову в суд. Перечисление и анализ доказательств, выводы о доказанности или недоказанности каких-то значимых для дела обстоятельств не требуются.
Нормативные источники
УПК — п. 20, 55 ст. 5, ст. 24-28, 123-126, ч. 9 ст. 166, 212-226,
ч. 3 ст. 426, ч. 1 ст. 427, ст. 431, п. 1 ч. 1 ст. 439.
УК — ст. 75-78, 84 и 90.
Закон о прокуратуре — ст. 29-31.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. — ст. 18 (источник официального опубликования — на с. 54 учебника).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 г.) — ст. 15, 26-31 (см. там же).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40 — п. 4 (БВС, 1999, N 8).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 марта 2004 г. N 1 — п. 13 и 15 (БВС, 2004, N 5).
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 июня 2003 г. N 169п03пр (БВС, 2004, N 1).
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2002 г. (БВС, 2003, N 7).
Письмо Управления делами Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2002 г. N 10/2-1437-2002.
Контрольные вопросы
1. В каких формах осуществляется окончание предварительного следствия?
2. Каковы особенности установленного порядка ознакомления с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей?
3. В чем состоит участие защитника при окончании предварительного следствия?
4. Каков порядок ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела?
5. Какие требования предъявляются к протоколу об окончании предварительного следствия?
6. Каково содержание обвинительного заключения?
7. Какие данные должны содержаться в приложении к обвинительному заключению?
8. В чем особенности юридических последствий прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования?
9. Назовите основания прекращения уголовного дела и кратко раскройте их содержание.
10. Назовите основания прекращения уголовного преследования и кратко раскройте их содержание.
11. Какие основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования нужно относить к числу реабилитирующих?
12. Когда для прекращения уголовного дела требуется согласие прокурора?
13. К кому можно обратиться с жалобой на постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и в каком порядке она будет рассмотрена?
14. Каковы особенности прекращения дел по нереабилитирующим основаниям?