§ 14. Пределы действия уголовно-процессуального законодательства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 14. Пределы действия уголовно-процессуального законодательства |
§ 14. Пределы действия уголовно-процессуального законодательства

Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса некоторых категорий лиц.
14.1. Действие уголовно-процессуального закона во времени определяется правилом, которое в ст. 4 УПК изложено следующим образом: «При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом».
Действующим такой закон, как и любой другой, считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано — то по истечении десяти дней после публикации его в официальном издании. В отношении ведомственных актов, регламентирующих права и свободы граждан, определяющих правовой статус организаций или имеющих межведомственное значение, установлено, как отмечено выше, дополнительное требование — они вступают в силу после регистрации в Министерстве юстиции РФ и последующей публикации в названных выше (см. § 12 данной главы) изданиях.

14.2. Территориальные пределы действия уголовно-процессуального законодательства сформулированы в ч. 1 ст. 2 УПК: «Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное».
При этом надо иметь в виду, что понятие «территория Российской Федерации» четко раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
Вместе с тем из общего правила, в соответствии с которым уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются упоминавшимися выше (см. § 8 данной главы учебника) международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми иными лицами на территории других государств (см. § 7 гл. 15 учебника).
14.3. Вопрос о пределах действия уголовно-процессуального закона в отношении конкретных категорий лиц в общих чертах решен несложно: российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории Российской Федерации, в том числе граждан других государств и лиц без гражданства.
Однако и этому общему правилу известны существенные исключения:
в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК процессуальные действия, касающиеся таких лиц, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ.
Круг лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, определяется с учетом ряда международных соглашений. В их число чаще всего включаются работники определенного уровня посольств, торговых представительств и консульств иностранных государств, а также международных (межгосударственных) организаций*(98). Иногда к такого рода лицам могут относиться и российские граждане, занимающие определенные должности в международных (межгосударственных) организациях, расположенных в Российской Федерации;
в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве.
Круг таких лиц сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судом, к дальнейшему расширению. К ним относятся:
Президент РФ.
Он может быть привлечен к ответственности за государственную измену или иное тяжкое преступление только после отрешения от должности, для которого установлен особый порядок (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ);
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Он не подлежит привлечению к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру, если действия такого рода осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий» от 12 февраля 2001 г.*(99));
кандидаты в Президенты РФ.
Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности и арестованы без согласия Генерального прокурора РФ и уведомления Центральной избирательной комиссии РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.*(100));
члены избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса.
В период подготовки и проведения выборов их нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия соответственно Генерального прокурора РФ или прокурора субъекта РФ (ст. 18 того же Федерального закона, а также ст. 29 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.*(101) и ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.*(102));
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Они привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются некоторым процессуальным действиям только при строгом соблюдении предписаний ст. 98 Конституции РФ, а также ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г.*(103));
зарегистрированные кандидаты в депутаты.
Эту категорию граждан можно привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть аресту только с согласия прокурора (соответственно уровню выборов). Давая согласие на это, прокурор должен известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (ч. 7 ст. 50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.*(104) и ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.*(105));
депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Решение о возбуждении против них уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности должно приниматься прокурором соответствующего субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого, областного или иного приравненного к ним суда. В отношении них предусматриваются также некоторые дополнительные гарантии, ограждающие от произвольного применения мер процессуального принуждения (см. ст. 447, п. 9 ч. 1 ст. 448 и ч. 5 ст. 450 УПК, ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.*(106));
судьи судов, входящих в судебную систему Российской Федерации.
Они могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты некоторым процессуальным мерам (арест, обыск и др.) с соблюдением особых правил. В частности, уголовное дело в отношении них может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ при наличии положительного заключения суда и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего уровня (в отношении судей Конституционного Суда РФ — с согласия пленарного заседания этого суда) — см. ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 15 Закона о Конституционном Суде, а также ст. 447-452 УПК;
прокуроры и следователи прокуратуры.
В отношении них любая проверка сообщения о факте правонарушения или возбуждение уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией, как правило, органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр личных вещей и используемого транспорта прокуроров и следователей, кроме случаев, когда это требуется сделать для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре и п. 10 ч. 1 ст. 448 и ст. 449 УПК);
адвокаты.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.*(107)). Установлены также особые условия возбуждения уголовного дела в отношении адвокатов (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК);
сотрудники органов службы безопасности (ФСБ) и государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей.
Они могут быть подвергнуты приводу, задержанию, личному досмотру и досмотру их вещей, личного и используемого ими транспорта, если при совершении таких действий присутствует официальный представитель соответствующего органа либо имеется решение суда (санкция прокурора), разрешающее их производство (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г.*(108); ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 г.*(109));
депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.
Возбуждение уголовного дела против них или привлечение их в качестве обвиняемых возможно только по решению прокурора субъекта РФ (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.*(110) предусмотрел (см. ч. 8 ст. 40) возможность установления в федеральном законодательстве специальных гарантий законности и обоснованности также иных следственных или оперативно-розыскных действий, производимых в отношении лиц данной группы;
Председатель, заместитель Председателя, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ.
Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты некоторым процессуальным мерам (аресту, задержанию) с согласия той палаты Федерального Собрания, которая назначила их на должность; уголовное дело в отношении них может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ. Инспектор Счетной палаты РФ при исполнении им своих обязанностей привлекается к уголовной ответственности лишь с согласия Коллегии Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.*(111) и п. 6 ч. 1 ст. 448, ст. 449 и 450 УПК);
Уполномоченный по правам человека в РФ.
Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий и «не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы» (ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.*(112) и п. 7 ч. 1 ст. 448, ст. 449 и 450 УПК)*(113).
Нормативные источники
Конституция РФ — ст. 10, 11, 15, 17-26, 45-55, 61-63, 67, п. «в», «г», «о» ст. 71, п. «б», «к», «л» ч. 1 ст. 72, ст. 77, 93, 98, 118-129.
УПК — ст. 1-4, 447-453.
Закон о прокуратуре — ст. 17 и 42.
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. — ст. 56 (ВВС, 1981, N 28, ст. 976; 1992, N 27, ст. 1560; 1992, N 30, ст. 1794; 1993, N 33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300; 1997, N 1, ст. 1; 1998, N 2, ст. 223; 1999, N 1, ст. 5 и N 26, ст. 3170; 2000, N 2, ст. 158; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2702 (ч. 1); 2004, N 34, ст. 3528).
Акты по вопросам действия уголовно-процессуального закона с учетом правового статуса конкретных категорий лиц (см. акты, названные в § 14 настоящей главы учебника).
Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г. (ВВС, 1991, N 51, ст. 1798).
Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. N 763 (СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967).
Указ Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июля 1996 г. N 1113 (СЗ РФ, 1996, N 32, ст. 3895).
Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 (СЗ РФ, 1996, N 43, ст. 4916).
Положение о Министерстве внутренних дел — подп. 2 п. 2, подп. 4 п. 8 и подп. 6 п. 12.
Положение о Министерстве юстиции — подп. 3, 29-32, 35 и 37 п. 7 и подп. 9 п. 8.
Международные документы:
— Всеобщая декларация прав человека (Сборник документов, с. 39-43);
— Международный пакт о гражданских и политических правах — ст. 7-10 и 14 (там же, с. 53-68);
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (там же, с. 226-237);
— Конвенция о защите прав человека и основных свобод — ст. 5-8 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 163)*(114);
— Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (там же, с. 620-624);
— Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (текст см. в СЗ РФ, 2000, N 23, ст. 2349), ратифицированная с оговорками и заявлениями Федеральным законом от 25 октября 1999 г. (СЗ РФ, 1999, N 43, ст. 5132);
— Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ, 1999, N 13, ст. 1489);
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, вступившая в силу 10 декабря 1994 г. — раздел IV (СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1472);
— договоры о правовой помощи с конкретными государствами (см. § 8 настоящей главы учебника);
— консульские конвенции (см. там же);
— Договор о торговом судоходстве между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, вступивший в силу 27 апреля 1972 г. — ст. 16 (ВВСС, 1972, N 20, ст. 161).
Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (см. упомянутые в § 10 и 11 настоящей главы учебника).
Контрольные вопросы
1. Перечислите виды нормативных актов, в которых могут содержаться нормы, образующие уголовно-процессуальное право.
2. Дайте общую характеристику конституционных предписаний, имеющих непосредственное значение для уголовного процесса.
3. Какова роль Уголовно-процессуального кодекса РФ в регламентации производства по уголовным делам?
4. Обозначьте основные этапы становления и развития российского уголовно-процессуального законодательства; дайте краткое описание своеобразия этих этапов.
5. Какие законы, помимо УПК, имеют значение для регламентации уголовного процесса? Назовите их.
6. Охарактеризуйте наиболее крупные законодательные новеллы, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство в ходе идущей судебной реформы.
7. Каковы структура действующего УПК и юридическое значение приложений к нему?
8. В чем значение норм международного права для уголовного судопроизводства?
9. Дайте характеристику роли и значения постановлений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства.
10. Каково значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ?
11. Нормативные акты министерств и ведомств, условия и пределы их действия в сфере уголовного судопроизводства.
12. Как организованы источники уголовно-процессуального права в странах с континентальными правовыми системами?
13. В чем особенности регламентации уголовного судопроизводства в странах с англосаксонскими правовыми системами?
14. Действие уголовно-процессуального закона во времени.
15. Территориальные пределы действия уголовно-процессуального закона.
16. Пределы действия уголовно-процессуального закона с учетом правового положения иностранцев и лиц без гражданства.
17. Пределы действия уголовно-процессуального закона с учетом правового положения российских граждан: законодательство об особых условиях привлечения к уголовной ответственности и выполнения процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц.