§ 7. Иные законы по вопросам уголовного процесса

| Правовой портал "Правопорядок" | § 7. Иные законы по вопросам уголовного процесса |
§ 7. Иные законы по вопросам уголовного процесса

УПК — основной, но не единственный закон, имеющий отношение к уголовному процессу. Правильное применение предписаний УПК нередко требует знания положений ряда других законов. К ним следует относить*(21):
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК);
Закон о судебной системе*;
Закон о военных судах*;
Закон о Конституционном Суде*;
Закон о статусе судей*;
Закон о мировых судьях*;
Закон о присяжных заседателях*;
Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г.*(22);
Закон о прокуратуре*;
Закон о милиции*;
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.*(23);
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г.*(24);
Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре*;
Закон об оперативно-розыскной деятельности*;
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.*(25);

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК);
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.*(26);
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.*(27);
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г.*(28);
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.*(29);
Закон о реабилитации жертв политических репрессий*;
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.*(30);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.*(31)
Приведенные и некоторые иные акты в целом предназначены для регламентации отношений, порой весьма отдаленных от уголовного судопроизводства. Но в них есть и нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, возникающих по уголовным делам. В частности:
при определении законности состава суда могут играть существенную роль соответствующие положения Закона о статусе судей, Закона о присяжных заседателях, Закона о судебной системе и Закона о военных судах;
при исследовании и оценке доказательств — Закона об оперативно-розыскной деятельности, Закона о частной детективной и охранной деятельности и Закона о милиции;
при производстве описи имущества и наложении на него ареста в связи с обеспечением гражданского иска или других имущественных взысканий — ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
при допросе свидетеля — предписания законов, предусматривающих порядок и условия охраны государственной, служебной или профессиональной тайны (к примеру, Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.*(32) и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.*(33)), а также Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
К иным, не упомянутым в приведенном выше перечне, актам можно отнести, например, и те, которыми формулируются особые условия привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (см. ниже — § 14 данной главы учебника).
При анализе законодательных актов, применимых при производстве по уголовным делам, важно иметь в виду, что в Российской Федерации продолжают действовать полностью или частично некоторые законодательные акты, принимавшиеся Верховным Советом СССР. Это было прямо санкционировано постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г.*(34), в п. 2 которого, в частности, сказано: «…Установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению».
К такой или подобной не очень корректной, с точки зрения правотворческой культуры, и создающей условия для отступления от требований законности ориентации правоприменителей законодатель, к сожалению, довольно часто прибегает и в настоящее время (см., например, ч. 3 ст. 45 Закона о военных судах, упоминавшуюся выше ч. 2 ст. 4 Закона о введении в действие УПК). Одно из ее следствий — неопределенность в правовой регламентации и, естественно, допустимость произвольных решений, которые крайне опасны в сфере уголовного судопроизводства. По сути своей данная установка разрешает тем, кто призван применять нормативные акты, по своему усмотрению определять, является или не является какой-то конкретный акт, из числа принимавшихся ранее, обязательным для исполнения.
В связи с определением возможности применения конкретных актов уголовно-процессуального законодательства важно также иметь в виду предписание ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с ним применению подлежат только официально опубликованные законы. Что касается иных нормативных актов, то на них это правило распространяется, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также обладают некоторыми другими свойствами (см. § 12 данной главы учебника).