§ 12. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями юридической науки и учебными дисциплинами

| Правовой портал "Правопорядок" | § 12. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями юридической науки и учебными дисциплинами |
§ 12. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями юридической науки и учебными дисциплинами

«Уголовный процесс» — термин, который принято использовать для обозначения в значительной мере родственных, но не тождественных следующих понятий:
рассмотренной выше (см. § 2-6 данной главы учебника) отрасли правоприменения (урегулированного совокупностью уголовно-процессуальных норм особого вида государственной деятельности и связанных с ней правоотношений, т.е. производства по уголовным делам);
отрасли права (совокупности правовых норм), о которой сказано выше (см. § 7 данной главы учебника);
отрасли знаний (науки, научной дисциплины), призванной обеспечивать всесторонний анализ и обобщение соответствующих законов и иных правовых актов, практики их применения, отечественного исторического опыта, опыта международного сотрудничества и опыта других государств в данной области. На основе такого изучения вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства и преподавания соответствующих учебных дисциплин;
учебного предмета (учебной дисциплины).
Уголовный процесс во всех своих качествах (как осуществляемая в определенном порядке деятельность и связанные с ней отношения, как научная и как учебная дисциплина, как отрасль права) связан со многими отраслями права и правоприменения, соответствующими им науками и учебными дисциплинами.

Среди последних следовало бы особо выделять: уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право, криминалистику, судебную медицину, судебную психиатрию, судебную психологию, судебную статистику, криминологию, а также науку о правоохранительных органах, их организации и основах деятельности (см. схему 4).
Теснее всего уголовный процесс связан с уголовным правом, криминалистикой и гражданским процессом.
Структура дисциплины «Уголовный процесс» формируется прежде всего с учетом построения основного уголовно-процессуального закона — УПК, а также с учетом данных уголовно-процессуальной науки и накопленного опыта преподавания этой учебной дисциплины. Соответственно изложение материала начинается с истолкования концептуальных понятий, необходимых для определения предмета дисциплины и ее структуры, характеристики источников уголовно-процессуального права и основных этапов их эволюции, принципов уголовного процесса, ряда других общих проблем (доказательства и доказывание, участники уголовного процесса, меры процессуального принуждения и др.). Затем даются сведения обо всех досудебных и судебных стадиях производства по уголовным делам и его особых видах (об особенностях рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера).
Нормативные источники
Конституция РФ — ст. 21.
УПК — ст. 5-6.
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. — ст. 1 и 10 (ВВС, 1992, N 15, ст. 769; 1993, N 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января; СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3033).
Международные документы:
— Всеобщая декларация прав человека — ст. 5 (Сборник документов, с. 39-43);
— Международный пакт о гражданских и политических правах — ст. 7 (там же, с. 53-68)*(14);
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания — ч. 1 ст. 16 (там же, с. 226-237);
— Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка — ст. 5 (там же, с. 176-180);
— Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — принцип 2 (там же, с. 181-182);
— Конвенция о защите прав человека и основных свобод — ст. 3 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 163);
— Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Сборник документов, с. 620 — 624);
Кодекс чести судьи РФ, одобренный 21 октября 1993 г. Всероссийским съездом судей — ч. 1 ст. 1 и ч. 4 ст. 2.
Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. — ст. 4, 6, 8-10, 12 и др.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные компоненты понятия уголовного процесса.
2. Дайте определение понятия уголовного процесса.
3. Что представляют собой этапы и стадии уголовного процесса? Назовите их.
4. В чем суть уголовно-процессуального права?
5. Раскройте понятие нравственных основ уголовно-процессуального права и практики его применения.
6. Определите общее понятие исторической формы процесса и дайте краткую характеристику основных форм.
7. Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения) и их место в общей системе правоотношений.
8. Уголовно-процессуальная форма и ее значение.
9. Уголовно-процессуальные функции, их понятие и виды.
10. Уголовно-процессуальные гарантии, их понятие и назначение.
11. Уголовно-процессуальные акты, их понятие и виды.
12. В чем сходство и различие уголовного процесса и правосудия?
13. Определите предмет науки уголовного процесса.
14. Покажите связь уголовного процесса со смежными юридическими дисциплинами; назовите их.
15. Охарактеризуйте структуру дисциплины «Уголовный процесс».