§ 1. Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы |
§ 1. Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы

Обеспечение законности и укрепление правопорядка охватывают, как известно, широкий спектр мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического и организационного характера, и воспитательно-профилактические усилия, в том числе поощрение соответствующих общественных и религиозных объединений, и, разумеется, применение государственного принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями законов и иных правовых актов.
В системе мероприятий такого рода одно из центральных мест всегда занимала и продолжает занимать деятельность по борьбе с преступностью. И это естественно: преступления — общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства. Они причиняют значительно больший вред гражданам, государственным и негосударственным организациям, в целом нормальному развитию общественных отношений, чем иные правонарушения.
Такую деятельность принято условно подразделять на несколько взаимосвязанных основных форм. Достойное место среди них занимают оперативно-розыскные мероприятия, расследование (дознание и предварительное следствие), правосудие, реализация (исполнение) итоговых судебных решений по уголовным делам (приговоров). Близко к этим формам примыкают разведка и контрразведка, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях.

Закон конкретно определяет государственные органы, несущие ответственность за реализацию каждой из форм деятельности по борьбе с преступностью, и пределы их компетенции:
правосудие осуществляют только суды;
предварительное следствие — следственный аппарат прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля*(2);
дознание — органы и должностные лица Министерства внутренних дел РФ, другие органы и должностные лица, названные в ст. 40 и 41 УПК*(3) и иных нормативных актах (см. § 3.4 и 3.5 гл. 4 учебника);
оперативно-розыскную деятельность — оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки Министерства обороны РФ*(4);
разведку и контрразведку — соответствующие подразделения федеральных служб безопасности и внешней разведки;
исполнение приговоров — преимущественно органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, а по некоторым вопросам — и другие органы, в том числе Федеральной службы судебных приставов. Принадлежит активная роль в этой сфере также судам, поскольку на них возложены полномочия по обращению приговоров к исполнению и разрешению вопросов, возникающих в ходе их исполнения.
Что касается прокуратуры, то она, осуществляя в тех или иных пределах прокурорский надзор за законностью действий и решений перечисленных органов (всех, кроме судов), тоже вносит свой вклад в борьбу с преступностью. Этому в немалой степени способствует и реализация ею своих полномочий по расследованию уголовных дел и организации уголовного преследования лиц, совершивших преступления.
Естественно, среди названных форм деятельности по борьбе с преступностью, а равно государственных органов и соответствующих должностных лиц*(5) следовало бы особо выделять правосудие и суды (судей).
Правосудие является одним из основных направлений (функций) правоохранительной деятельности и одновременно полномочий судебной власти. При его осуществлении судам принадлежит решающее и обязательное для всех слово. Суд, и только он, осуществляя правосудие, уполномочен признать конкретное лицо виновным в совершении преступления и принять решение о применении к нему одного из самых острых средств государственного принуждения — уголовного наказания, призванного восстанавливать справедливость, исправлять осужденных и предупреждать совершение новых преступлений. В течение многих веков символом правосудия служит Фемида, которая неизменно изображается не только с повязкой на глазах (беспристрастность) и уравновешенными весами в левой руке (справедливость), но и с карающим мечом в правой руке.
Наряду с отправлением правосудия, как это будет видно по сказанному в ряде последующих глав учебника (см., например, § 2 гл. 4), при производстве по уголовным делам на суды возложен контроль за соблюдением законов всеми органами, участвующими в таком производстве. Делают это они как при разбирательстве переданных на их рассмотрение конкретных уголовных дел, так и в процессе досудебного производства, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела и ведется предварительное его расследование. Они также призваны выполнять ответственные функции и после того, как правосудие свершится — когда приговор вступит в силу и нужно будет исполнять его.
Перечень органов и одно лишь наименование форм их участия в борьбе с преступностью сами по себе говорят многое о значимости и ответственности этих органов, а равно того, на что они уполномочены. Нетрудно представить себе, какие негативные последствия могут наступить, в первую очередь для граждан, в случае совершения незаконных, необоснованных и несправедливых действий названными органами и соответствующими должностными лицами, их ошибок, упущений, злоупотреблений. Поэтому закон тщательно регламентирует организацию и деятельность такого рода органов и должностных лиц.