§ 5. Уголовный процесс Федеративной Республики Германии

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Уголовный процесс Федеративной Республики Германии |
§ 5. Уголовный процесс Федеративной Республики Германии

В основе уголовного процесса ФРГ лежит Уголовно-процессуальное уложение 1877г., действующее в редакции от 7 апреля 1987 г. Это четвертая редакция уголовно-процессуального закона после второй мировой войны. Вопрос о создании и принятии нового УПК систематически обсуждается, но каждый раз дело заканчивается внесением поправок в прежний кодекс. Наиболее кардинальной модификации подверглась организация предварительного расследования за счет ликвидации предварительного следствия как самостоятельной стадии уголовного процесса и перехода к расследованию преступлений в форме прокурорского дознания. Вносились и другие серьезные дополнения, связанные с необходимостью избавить уголовно-процессуальный закон от наслоений гитлеровского режима или новым устройством страны. Например, был наложен запрет на применение незаконных методов допроса обвиняемого, введены единые демократические принципы судоустройства и уголовного процесса, запрещено создание чрезвычайных судов. В уголовном процессе получили отражение такие общепризнанные демократические правила, как обязательность обоснования содержания обвиняемого под стражей, необходимость допроса обвиняемого на дознании, обязательность ознакомления обвиняемого вместе с защитником с материалами оконченного расследования, ограничение срока содержания обвиняемого под стражей шестью месяцами, расширение прав потерпевших от преступления, а также защитника- на свидание и переписку с обвиняемым, содержащимся по стражей, и др. Были внесены дополнения, вызванные ростом терроризма и крайнего левого экстремизма, в том числе: исключение защитника из процесса в случаях конспиративных связей его с подзащитным и иных злоупотреблений в целях совершения преступлений; ограничение допроса подсудимого в судебном заседании — только с разрешения председательствующего; в целях задержания лиц, подозреваемых в терроризме, расширены основания обыска жилых помещений; судье и прокурору, а в неотложных случаях и полиции представлено право создавать на улицах и в общественных местах специальные контрольные пункты, где граждане должны представлять документы, удостоверяющие их личность1.

Таковы в общих чертах основные направления развития уголовного процесса в Федеративной Республике Германии в последние десятилетия по отдельным ключевым характеристикам.
Уголовное судопроизводство в ФРГ начинается с заявления о преступлении, подаваемого гражданами и организациями в прокуратуру, полицейским властям и их чиновникам, а также участковым судьям как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление протоколируется и подписывается заявителем, либо составляется документ лицом, принявшим заявление с сообщением о совершенном преступлении.
Вопрос об уголовном преследовании решается прокуратурой, которая до принятия такого решения проводит предварительную проверку — дознание. При дознании выясняются обстоятельства преступления, принимаются меры к закреплению доказательств, затребуются документы. Чиновники прокуратуры могут при этом производить лично любые следственные действия (кроме допроса под присягой) или поручать их полиции, которая находится в ведении федерального министерства внутренних дел и МВД земель. Она обладает широкими полномочиями при обнаружении преступлений и задержании преступников, но по закону довольно скромными — при расследовании, поскольку не является органом дознания. Полиция вправе по заявлениям о преступлениях производить неотложные следственные действия с целью воспрепятствовать утрате доказательств. Все собранные материалы она обязана немедленно передать прокурору либо непосредственно участковому судье. Полиция вправе издавать распоряжения об аресте в случае бегства задержанного. Она обязана также производить отдельные следственные действия. В последние годы все более усиливается тенденция к освобождению полиции от оперативного подчинения прокуратуре, к усилению ее самостоятельности и расширению компетенции. Исследователи отмечают, что на практике полиция самостоятельно вне всякого контакта с прокуратурой и контроля с ее стороны проводит в полном объеме собственное дознание и передает материалы прокуратуре только тогда, когда остается решить вопрос о возбуждении публичного обвинения или прекращении дела. Таким явочным путем полиция фактически превратилась в орган дознания, в котором сосредоточено предварительное расследование. Задачей прокурорского дознания является выявление вопроса о наличии достаточного подозрения в совершении преступления. В его задачу не входит изобличение обвиняемого — это затруднило бы поиск других подозреваемых и могло бы придать дознанию обвинительный уклон. Для возбуждения прокуратурой публичного обвинения, если дело не прекращено, необходимо наличие так называемого достаточного подозрения, которое указывает на возможность осуждения обвиняемого судом на основании безупречного доказывания. Достаточное подозрение является не только поводом для публичного обвинения, но и содержанием публичного обвинения в форме обвинительного акта1.
Упразднение предварительного следствия как стадии уголовного процесса вовсе не исключает проведения следственных действий судьей, которые достаточно полно регламентированы действующим Уложением (допрос свидетелей под присягой, выбор экспертов, производство выемки, контроль за прослушиванием телефонных переговоров и др.). Проведение следственных действий судьей обязательно по делам о государственной измене, об участии в запрещенных объединениях, о преступлениях против безопасности государства и против обороны, по делам об убийствах и других тяжких преступлениях, подсудных суду присяжных, а также во всех случаях, когда об этом просит обвиняемый. Допрос обвиняемого судья производит в присутствии представителя прокуратуры и защитника. Об окончании предварительного следствия судьей ставится в известность обвиняемый, а дело передается в прокуратуру.
Дело в суд поступает с обвинительным актом прокуратуры только после прохождения так называемой промежуточной стадии, в которой решаются вопросы предания суду. Определение о предании суду вручается обвиняемому до рассмотрения дела в суде, а явка свидетелей и представление в суд доказательств обеспечивается прокуратурой.
Для определения подсудности имеет значение тяжесть уголовно наказуемого деяния. По уголовному законодательству ФРГ их три вида: преступления, менее тяжкие преступления и проступки. Преступления — это деяния, которые наказываются лишением свободы на один год и более. К менее тяжким преступлениям относятся все остальные деяния, наказываемые лишением свободы или штрафом. Проступки — деяния, которые наказываются лишением свободы до шести недель или штрафом до 500 марок.
Для рассмотрения этих дел в ФРГ создана система судов четырех степеней: участковые суды; земельные суды (или суды земли); высшие суды земли; Верховный Федеральный суд. На базе судов первых трех ступеней образуются различные судебные органы для рассмотрения уголовных дел.
В участковом суде рассматриваются дела о проступках одним судьей, судом в составе одного судьи (двух судей) и двух шеффенов (заседателей).
Земельный суд рассматривает уголовные дела в составе: малой уголовной палаты — одного члена суда и двух шеффенов; большой уголовной палаты — трех членов суда и двух шеффенов. В этих судебных инстанциях рассматриваются дела, которые неподсудны участковому суду, суду присяжных или высшему суду земли.
Суд присяжных действует на территории, обслуживаемой одним или несколькими земельными судами, в составе трех профессиональных судей, включая председательствующего — члена высшего суда земли, шести присяжных заседателей, решающих совместно с судьями во время судебного разбирательства вопрос как о виновности, так и о мере наказания. Суду присяжных подсудны дела об умышленном убийстве, изнасиловании, разбое и др.
Высший суд земли рассматривает дела о государственной измене, о разглашении государственной тайны, о геноциде и другие подобные дела.
Высшей судебной инстанцией является уголовный сенат Верховного Федерального суда. Здесь рассматриваются дела особой важности.
В ФРГ, кроме того, существует замкнутая система чрезвычайных судов, которые возглавляются Особым сенатом Верховного Федерального суда, состоящим из пяти судей. Они рассматривают дела, представляемые Ведомством по охране Конституции, деятельность которого фактически не предусмотрена уголовно-процессуальным законом. Сроки расследования иногда исчисляются годами.
Судебное разбирательство начинается с проверки явки подсудимого и других вызванных в суд лиц. После удаления свидетелей из зала суда оглашается определение о предании суду и допрашивается подсудимый. Затем в ходе начавшегося после допроса подсудимого судебного следствия исследуются доказательства: допрашиваются свидетели, эксперты, оглашаются документы, осматриваются вещественные доказательства и др. Судебное разбирательство происходит не как противоборствующее состязание сторон; суд сам независимо от представленных доказательств и заявленных ходатайств отыскивает истину. Исходя из этого, немецкие процессуалисты определяют уголовный процесс в настоящем виде, который отличается и от смешанного, и от состязательного, как «обвинительно-следственный». Формула «обвинительный» означает, что только при наличии возбужденного прокуратурой публичного обвинения возможно рассмотрение дела, а «следственным» он именуется потому, что только суд исследует все обстоятельства и доказательства по делу1. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что руководство рассмотрением дела, допрос подсудимого и судебное следствие осуществляет председательствующий. Только с его разрешения другие судьи, шеффены, прокурор и защитник могут задавать вопросы подсудимому, но не могут его допрашивать. Прокурор же является только представителем обвинения (его обязанностью является, прежде всего, оглашение обвинительного акта), а бремя доказывания вины и изобличение подсудимого лежит на председателе суда. Судебное разбирательство завершается провозглашением приговора, постановленного после совещания судей. В приговоре должны быть приведены юридические обоснования принятых решений.
Уголовный процесс ФРГ с некоторым ограничением предусматривает обжалование приговоров путем подачи апелляций и в ревизионном порядке. Апелляционный порядок, по существу, повторяет разбирательство в суде первой инстанции, при этом дело может быть заново решено по существу. В ревизионном порядке приговоры участковых судов проверяются уголовным сенатом высшего земельного суда, а приговоры суда шеффенов земельного суда, как и приговоры суда присяжных, — уголовным сенатом при Верховном Федеральном суде. В ревизионном порядке проверяется соответствие приговора требованиям закона.
Приговоры высших судов земли и Верховного Федерального суда ни в апелляционном, ни в ревизионном порядке обжалованию не подлежат.
Источниками доказательств в уголовном процессе ФРГ признаются показания обвиняемого, свидетелей, заключение эксперта, вещественные доказательства, документы. В .§261 Уложения установлена свободная оценка доказательств. Результаты исследования доказательств суд оценивает по своему свободному убеждению, сложившемуся на основании рассмотрения всех обстоятельств в их совокупности. Среди особенностей исследования и оценки доказательств в уголовном процессе ФРГ следует указать на возможность: проведения судебно-психологической экспертизы достоверности свидетельских показаний; использования сведений о прослушанных телефонных переговорах, которые вводятся в процесс в качестве документа; оценки судом материалов «секретных агентов официальных сотрудников полиции», негласного наблюдения, в том числе негласного фотографирования, если эти материалы получены с согласия прокурора по делам о тяжких преступлениях’.
Приговор подлежит исполнению после его вступления в законную силу. Суд, вынесший приговор, направляет заверенную копию приговора прокурору, который обращает его к исполнению путем издания приказа о приводе или аресте.