§ 4. Уголовный процесс Франции

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Уголовный процесс Франции |
§ 4. Уголовный процесс Франции

Уголовно-процессуальный кодекс Франции, действующий в настоящее время, принят в 1958 г., а в 1958-1963 гг. была проведена реформа уголовной юстиции в целом, которая значительно усиливала карательные возможности французского государства. Она расширила компетенцию судов и военных трибуналов, учредила Суд государственной безопасности по делам о политических преступлениях, ввела упрощенные формы расследования и судебного разбирательства, сузила некоторые процессуальные гарантии обвиняемых, одновременно расширив полномочия полиции, прокуратуры и судов. Однако уже с начала 70-х гг. началась демократизация французского уголовного процесса: усиливались гарантии участников процесса; возрастала роль потерпевших в уголовном судопроизводстве; были приняты меры к ликвидации волокиты в судах, для чего введено упрощенное судопроизводство по делам о малозначительных проступках, упразднен Суд государственной безопасности; в УПК в качестве приложений были включены международные стандарты и конвенции, которыми обеспечивались права и свободы граждан Франции и иностранцев в уголовном судопроизводстве; были приняты и введены в действие кодексы: военной юстиции, государственной военной службы, судебной организации и др.

Уголовный процесс состоит из следующих стадий: 1) предварительное расследование; 2) судебное разбирательство; 3) обжалование приговора в апелляционном и кассационном порядке; 4) исполнительное производство.
Судопроизводство начинается с предъявления публичного уголовного иска с целью наказания лица, совершившего преступление.
Уголовные дела (уголовные иски) возбуждаются представителями прокуратуры как по собственной инициативе, так и по жалобам потерпевших и иных лиц. Однако подавляющее большинство дел они возбуждают по материалам полиции.
Полиция делится: на национальную и муниципальную (по источнику финансирования); на судебную, которая расследует правонарушения, и административную, ведающую предупреждением правонарушений и охраной общественного порядка (по роду деятельности).
Предварительное расследование может проводиться в двух формах:
1) досудебной — полицейское расследование (дознание);
2) судебной — предварительное следствие.
Полицейское расследование (дознание) осуществляется должностными лицами судебной полиции. В эту полицию входят исполнительные органы, деятельность которых направлена на установление доказательств и передачу виновных судебным органам. К должностным лицам судебной полиции относятся: офицеры судебной полиции; агенты судебной полиции (жандармы, не являющиеся офицерами судебной полиции, инспектора полиции); чиновники и агенты, на которых законом возложено осуществление отдельных функций судебной полиции (например, инспектора по охране вод и лесов).
Полным объемом прав по проведению полицейского расследования пользуются прокуроры, организационно состоящие при различных судебных инстанциях, а также мэры городов и их помощники.
Основными видами полицейского расследования являются: расследование явных (очевидных) преступлений, проступков и первоначальное дознание.
В тех случаях, когда предварительное следствие не обязательно, полиция имеет, по существу, неограниченные права, так как расследует дело в полном объеме. По окончании полицейского расследования составляется заключительный доклад. Моментом его окончания является передача дела в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении публичного уголовного иска. УПК Франции не предусматривает составление процессуального акта, означающего начало дознания и соответственно начало уголовного процесса. Закон связывает производство дознания с необходимостью установления факта нарушения уголовного закона1. По несложным делам заключительный доклад не составляется, имеющиеся материалы направляются районному прокурору с препроводительным письмом, в котором указываются лишь повод для расследования и лицо, в отношении которого оно проводилось. Прокурор обязан передать дело в соответствующий трибунал.
Предварительное следствие проводится следственным судьей, который находится в «двойном» подчинении: у судебной инстанции, от имени которой он ведет следствие, и прокурора. Предварительное следствие включает деятельность следственного судьи и обвинительной камеры апелляционного суда, которая решает вопрос о предании обвиняемого суду.
Подследственность следственного судьи зависит от формы предварительного расследования (полицейского и судебного), а также от разделения по французскому праву всех уголовных правонарушений в зависимости от общественной опасности деяния и предусмотренного законом наказания, на три категории: преступления, проступки, нарушения. Предварительное следствие обязательно по делам о преступлениях, не обязательно (факультативно) о проступках и может проводиться по делам о нарушениях, но только по требованию прокурора.
В тех случаях, когда предварительное следствие обязательно, на судебную полицию возлагается производство только первоначального дознания с целью обнаружения и закрепления следов преступления. При совершении так называемых явных преступлений и проступков, когда факт правонарушения для судебной полиции «очевиден», она пользуется неограниченными правами для производства арестов, задержаний, обысков, выемок и других следственных действий. По наиболее сложным и опасным преступлениям полицейское расследование проводится сотрудниками специализированных следственных подразделений — региональных отделов полиции. Основную же массу дел расследуют сотрудники территориальных органов полиции -полицейских комиссариатов.
Предварительное следствие судьей начинается на основании требования (вводного заключения) прокурора. Адвокат по желанию обвиняемого может участвовать в деле с момента вызова обвиняемого к следственному судье.
Используя материалы дознания, судья вправе проводить необходимые, по его мнению, следственные действия: обыски, выемки, наложение ареста на имущество, допросы, очные ставки и др.
По окончании расследования деяния, квалифицированного как преступление, следственный судья с согласия прокурора передает дело на рассмотрение обвинительной камеры апелляционного суда, которая является следственным органом второй инстанции и органом предания суду. Она вправе принять решение о предании обвиняемого суду, вернуть дело для дополнительного расследования, прекратить уголовное дело. При предании обвиняемого суду обвинительная камера определяет, в каком суде будет рассмотрено данное дело. Кроме того, обвинительная камера наделена определенной дисциплинарной властью в отношении следственных судей.
Судебное разбирательство в зависимости от подсудности происходит в суде присяжных, в исправительных трибуналах или полицейских трибуналах.
Суд присяжных состоит из председательствующего (председатель или член апелляционного суда), двух асессоров (члены или советники апелляционного суда, члены трибунала данной местности). Жюри присяжных состоит из девяти представителей граждан, включенных в установленном порядке в списки присяжных.
Судебное разбирательство проводится с участием сторон и начинается с проверки явки лиц, вызванных в суд. Затем оглашается постановление о предании суду. Заседание суда присяжных во Франции существенно отличается от английской и американской моделей суда присяжных. Профессиональные судьи и жюри присяжных составляют единую судебную коллегию, заседающую за одним столом. Судьи и присяжные под руководством председательствующего исследуют доказательства, допрашивают обвиняемого, свидетелей, экспертов, изучают вещественные доказательства, задают вопросы в ходе судебного следствия. По завершении судебного следствия судьи и присяжные заседатели удаляются на совещание, где совместно путем тайного голосования решают вопросы вины и наказания. Закон не требует мотивировки принятого решения’.
Исправительный трибунал состоит из председателя и двух судей. В последние годы подсудность исправительных трибуналов расширена. В этот суд практически может быть направлено любое дело, в том числе и то, которое подсудно суду присяжных. Для рассмотрения дела исправительным трибуналом достаточно, чтобы трибунал признал себя компетентным вынести приговор.
Процедура рассмотрения дела в исправительном трибунале менее сложна, чем в суде присяжных, и не связана с соблюдением ряда важных процессуальных форм, например, — по правилам составленного обвинительного заключения, заранее проведенных допросов свидетелей, иных доказательств, зафиксированных должным образом. Судебное заседание проводится на состязательной основе, но прокурор обладает большими правами, чем адвокат. Прокурор, как и председатель, может в любой момент задавать допрашиваемым лицам вопросы; председатель вправе прервать адвоката в любой момент его выступления. Кроме того, адвокат обязан говорить только по существу о фактах и личности обвиняемого. Допускается заочное рассмотрение дела, если обвиняемый не явился в суд в течение десяти дней после вызова или умышленно скрывается от суда. Приговор по рассматриваемому делу выносится в том же заседании или «в течение ближайших дней».
Полицейскому трибуналу подсудны дела о нарушениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до двух месяцев или штраф до десяти тысяч франков. Рассматривает дела этот трибунал в составе одного судьи на основе: вызова ответчика (так в полицейском трибунале именуется обвиняемый), добровольной явки ответчика либо решения о предании суду, исходящего от органа предварительного расследования. Подготовительная процедура не проводится. Все вопросы рассматриваются в судебном заседании с участием сторон, если они представлены. Заседание начинается зачтением протокола о нарушении или заявления потерпевшего, затем заслушиваются свидетели со стороны обвинения и гражданского истца. Затем слово предоставляется ответчику и свидетелям с его стороны. Приговор выносится в этом же заседании.
Обжалование приговоров во французском уголовном процессе возможно в двух формах: обычной апелляции и чрезвычайной кассации.
Апелляционному обжалованию подлежат только приговоры исправительных и полицейских трибуналов. Подача апелляционной жалобы влечет новое судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции. Но приговор пересматривается лишь в той его части, в которой он обжалован, и в части тех обстоятельств, на которые указывается в жалобе. Сам факт подачи апелляционной жалобы не приостанавливает исполнение приговора в целом. Во Франции действует 27 апелляционных судов, и на пересмотр дела в апелляционном порядке в среднем затрачивается от 18 до 36 месяцев’. Хотя апелляционный суд и проводит судебное следствие, решение фактически принимается на основе письменных материалов, при этом суд вправе ухудшить положение осужденного по сравнению с приговором. В апелляционном порядке могут быть обжалованы приговоры исправительных трибуналов и наиболее строгие приговоры полицейских трибуналов, когда назначено лишение свободы свыше пяти дней или штраф свыше 1300 франков. Приговоры суда присяжных апелляционному обжалованию не подлежат.
Чрезвычайное обжалование — это подача жалобы в кассационном порядке. Поводом для такого обжалования служит лишь нарушение закона. Кассационный суд — один на всю страну.
В исключительных случаях допускается ревизионное обжалование. При этом дело вносится для рассмотрения в Кассационный суд Генеральным прокурором при Кассационном суде по приказу министра юстиции. Ревизионному рассмотрению дела может предшествовать дополнительное расследование. В этом случае Кассационный суд вправе отменить приговор не только по формальным соображениям, но и по существу.
Доказывание во французском уголовном процессе основывается на теории свободной оценки доказательств. Внутреннее убеждение судей фактически признается безотчетным. Подтверждением этому является отсутствие правил о мотивировке приговоров и об апелляционном обжаловании приговоров суда присяжных.
Теория доказательств исходит из того, что объектом доказывания являются два обстоятельства: первое из них — факт нарушения уголовного закона и причинения материального ущерба, второе — наличие вины в любой из ее форм. При доказывании используются как прямые, так и косвенные доказательства. К прямым доказательствам относятся протокол о личном ознакомлении судьи, например с вещественным доказательством, доклады (заключения) экспертов, письменные доказательства. К косвенным доказательствам относятся различного рода презумпции, улики или признаки, которые формируют убеждение судьи косвенным образом. Большое внимание уделяется признанию обвиняемым своей вины.
Бремя доказывания распределяется между сторонами, а в целом ряде случаев оно лежит на обвиняемом, например при обвинении лица в совершении преступления, когда имеются протоколы и рапорты офицеров и агентов судебной полиции. В связи с этим нет оснований считать, что уголовный процесс во Франции предоставляет обвиняемому безусловно достаточные процессуальные гарантии.
Исполнение приговора после вступления его в законную силу производится по требованию прокуратуры. Условия содержания осужденного определяет судья по надзору за применением наказаний, который может разрешить ему находиться за пределами тюрьмы, перевести на другой режим, представить к условно-досрочному освобождению.