§ 3. Особенности применения мер принуждения и производства отдельных следственных действий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Особенности применения мер принуждения и производства отдельных следственных действий |
§ 3. Особенности применения мер принуждения и производства отдельных следственных действий

Уголовно-процессуальный закон предусматривает крайне ограниченный перечень случаев применения к лицам, обладающим процессуальным иммунитетом, мер процессуального принуждения.
Запрещено производить задержание по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, следователя, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, за исключением случаев задержания на месте преступления. Если такое задержание все-таки состоялось, то они должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК).
Для того чтобы осуществить задержание члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (кроме случаев задержания на месте преступления), необходимо получить согласие соответствующей палаты Федерального Собрания (п. «б» ч. 2 ст. 19 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы), а депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации -согласие этого органа (ч. 1 ст. 13 Закона о представительных органах власти субъектов РФ), судьи Конституционного Суда РФ — согласие Конституционного Суда РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона о гарантиях Президента РФ Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть задержан, если указанное действие осуществляется в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ.
Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, производятся в соответствии со ст. 448 УПК в порядке, установленном гл. 13 и 25 УПК.
Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.
Судебное решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения (ст. 450 УПК)
Следует учитывать также, что в соответствии с положениями ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (СЗ РФ 1997. № 38 Ст 4339) зарегистрированный кандидат не может быть заключен под стражу без согласия прокурора.
Кроме того, не допускаются привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона о прокуратуре).
Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе, как на основании судебного решения, в отношении депутатов, судей и других лиц, указанных в ст. 447 УПК (см § 1), если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся в порядке, установленном ч. 1 ст 448 УПК (см. § 2), за исключением положений, предусматривающих получение согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационной коллегии судей1