§ 2. Особенности возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Особенности возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения |
§ 2. Особенности возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения

В отношении каждой из перечисленных в предыдущем параграфе категорий лиц установлен свой порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448 УПК).
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего процессуальным иммунитетом, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания,
2) в отношении Генерального прокурора РФ — коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ,
3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации -Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ,

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного окружного (флотского) суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ,
5) в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей,
6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ — Генеральным прокурором РФ,
7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Генеральным прокурором РФ,
8) в отношении Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Генеральным прокурором РФ,
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа,
10) в отношении следователя, адвоката — прокурором на основании заключения судьи районного суда, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления,
11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправче-ния — прокурором субъекта Российской Федерации
Таким образом, решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечении к уголовной ответственности указанных лиц в большинстве случаев предшествует предусмотренная законодательством, процедура лишения их неприкосновенности, после чего прокурор направляет представление в суд для получения согласия на возбуждение уголовного дела или предъявление обвинения
Представление прокурора о даче заключения о наличии или об отсутствии в действиях лица, обладающего процессуальным иммунитетом, признаков преступления рассматривается судом с участием прокурора, подавшего представление, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании Срок рассмотрения судом представления прокурора не должен превышать 10 суток со дня его поступления
По результатам рассмотрения представления суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления
Решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления
В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении его неприкосновенности В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор РФ Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования
О возбуждении уголовного дела, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 4 ст. 19 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы).
При принятии решения вопроса об уголовном преследовании члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы следует иметь в виду, что они не могуг быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания и предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Аналогичное положение установлено и в отношении судьи, который не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 20 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы). В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы.
Порядок подготовки и представления следователем, дознавателем, прокурором материалов для внесения Генеральным прокурором РФ представлений о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы регламентируется подзаконными актами (например, указанием Генеральной прокуратуры РФ от 10 апреля 1995 г № 23/15).
Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы пользуется процессуальным иммунитетом, т. е. не может быть привлечен к уголовной ответственности и арестован без согласия Генерального прокурора РФ только на период со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999г. № 17-П (СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364) принятие акта об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела входит в компетенцию Совета Федерации; Президент РФ вносит предложения по этому вопросу.
Для рассмотрения вопросов обеспечения неприкосновенности судей создаются: Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ, судей республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов (ст. 18 Федерального закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ // Российская газета. 2001. 20 дек.).
Процессуальный иммунитет в отношении депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации не распространяется на те случаи, когда его действия связаны с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением депутатом своих полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим его прекращение. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации -исключительная компетенция Государственной Думы, которая в этих целях образует специальную комиссию, оценивающую соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения против Президента. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 93 и п. «ж» ст. 103 Конституции). Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения на своем заседании 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.
Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда РФ, составленным по запросу Совета Федерации (п. 7 ст. 125 Конституции). Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.