§ 1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера |
§ 1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

Производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в российском уголовном процессе регулируется нормами, соответствующими международным правилам и стандартам, а также Конституции Российской Федерации. УПК употребляет общепризнанную терминологию и международную классификацию психических расстройств, современную трактовку понятия и содержания невменяемости, других определений, позволяющих уяснить сущность и значение психических расстройств и психических недостатков личности в сфере уголовного судопроизводства (например, ограниченной вменяемости, процессуальной недееспособности).
Уголовным законом установлено, что не подлежат уголовной ответственности лица, которые во время совершения общественно опасных деяний находились в состоянии невменяемости, т. е. не могли осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Не подлежат уголовному наказанию также лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, исключающее назначение или исполнение наказания. Указанным лицам могут быть назначены предусмотренные ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера, не являющиеся уголовным наказанием.
Учитывая эти материально-правовые предпосылки, исключающие привлечение лица к уголовной ответственности, уголовно-процессуальный закон установил основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера.
В соответствии с законом производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в п. «б» — «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ, осуществляется по уголовным делам:
1) в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, т. е. в состоянии, когда они не могли осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, и поэтому не подлежащих уголовной ответственности (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ);
2) в отношении лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ).
По уголовному законодательству Российской Федерации принудительные меры медицинского характера не являются мерами уголовного наказания, назначаемыми по приговору суда. Они применяются в отношении психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния, в целях излечения этих лиц или улучшения их психического состояния, предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний. Принудительный характер этих мер выражается в том, что они применяются независимо от желания больного или его законных представителей. Они назначаются только по постановлению суда и связаны с определенными ограничениями личной свободы больного на время принудительного лечения.
При этом существенно, что в УПК (ч. 2 ст. 433) впервые установлены пределы применения принудительных мер медицинского характера: они назначаются невменяемым и лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, только в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
В отношении указанных лиц суд в порядке, определенном в законе, может назначить одну из следующих принудительных мер медицинского характера: 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (ст. 99 УК РФ).
Не допускается назначение принудительных мер медицинского характера к лицам, которые хотя и совершили общественно опасные деяния в состоянии расстройства психики, но их последующее психическое состояние не связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
В отношении лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении на общих основаниях.
По своему характеру, содержанию и целям принудительные меры медицинского характера представляют собой меры государственного принуждения, которые могут быть назначены только судом в результате полного и объективного исследования обстоятельств дела, собранных в стадии предварительного расследования, при строгом соблюдении требований уголовного и уголовно-процессуального закона.
Для использования особых правил производства о применении принудительных мер медицинского характера требуется наличие совокупности фактических и юридических оснований. Такими основаниями являются:
1) наличие фактических данных о совершении лицом общественно-опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;
2) наличие медицинских и юридических критериев невменяемости субъекта, т е. состояния, в силу которого он не мог осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства;
3) наличие у лица хронического психического расстройства, временного психического расстройства либо иного болезненного состояния психики, повлекшего невменяемость;
4) наличие медицинских и юридических признаков того, что после совершения преступления у лица наступило (возникло) психическое расстройство, которое по своему характеру и течению делает невозможным назначение или исполнение наказания.
Таким образом, основанием для применения принудительных мер медицинского характера является общественная опасность лица, вытекающая из его предыдущего поведения и психического расстройства, а также из возможности совершения им новых общественно опасных деяний.
Назначение судом принудительных мер медицинского характера указанным лицам возможно только при доказанности и правильной оценке перечисленных оснований в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу.
Именно поэтому в российском уголовном процессе предусмотрено, что производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых и лиц, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, производится по общим правилам уголовного процесса с изъятиями, предусмотренными гл. 51 УПК.
В УПК установлено также, что особый порядок производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера не распространяется на лиц, которые признаны виновными в совершении преступления и нуждаются в лечении от алкоголизма или наркомании, а также на лиц, нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости и уголовной ответственности, указанных в ч. 2 ст. 99 УК РФ. Суд при постановлении приговора наряду с наказанием может назначить указанным лицам принудительную меру медицинского характера.