§ 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних |
§ 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

Правила производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. Учитывая это, УПК РФ не ограничивается формулой общего понятия предмета доказывания по уголовным делам, а определяет обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК) наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства.
Установление точного возраста несовершеннолетнего (п. 1 ч. 1 ст. 421) — одна из важных задач следователя и суда. Соответствующие данные необходимы для:

а) установления личности обвиняемого и решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);
б) определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических способностей несовершеннолетнего (например, способности оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т. п.);
в) скорейшего практического осуществления особых правил судопроизводства по уголовному делу;
г) учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;
д) обеспечения применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, назначении принудительных мер воспитательного воздействия и др. (гл. 14 УК РФ).
Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрастная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуальное значение.
Источником сведений об этих данных является свидетельство о рождении либо общегражданский паспорт. Поэтому в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себе иные документы, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов.
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза (ст. 196 УПК). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.
В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лица.
Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК) требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей. Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытеснялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватизации жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.
При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовершеннолетний, в каком классе, каковы его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы; не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, в выпуск порнографических изданий и т. п.). В случае, если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушение законов о труде, выяснять, кто, на каких условиях устраивал его на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т. п. заведения.
Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добывал деньги, совершал ли в состоянии наркотического или алкогольного опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий (в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством и т. п.), и решить вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.
Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, сколько времени; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; привлекался ли к административной ответственности.
Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.
Названное обстоятельство выясняется также в отношении несовершеннолетних, но «старших по возрасту», поскольку и они могут вовлечь младших по возрасту лиц в совершение преступления.
Учитывая, что совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего относится к обстоятельствам, смягчающим наказание (ст. 61 У К РФ), при производстве по уголовному делу следует установить характер примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.
Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).
В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.
В случае необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.
Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действии (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК.