§ 1. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования |
§ 1. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования

Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования возможно лишь при наличии исчерпывающим образом перечисленных в законе оснований. Эти основания подразделяются на три группы: реабилитирующие, нереабилитирующие и свидетельствующие об отсутствии процессуальных условий (предпосылок) для продолжения предварительного следствия или дознания.
К числу реабилитирующих оснований относятся: отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК); отсутствие в деянии состава преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК); непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК).
Уголовное дело прекращается за отсутствием события преступления в тех случаях, когда выясняется, что либо само деяние, в связи с которым было возбуждено дело, не существовало, либо причинение вреда было вызвано неуправляемыми силами природы или животными, либо потерпевший сам причинил себе вред.
За отсутствием состава преступления дело прекращается, если в ходе предварительного расследования выясняется, что само деяние, в связи с которым было возбуждено дело, имело место, но в нем отсутствует признак уголовной противоправности, а именно: а) в содеянном нет всех признаков какого бы то ни было состава преступления, предусмотренного УК РФ; б) деяние хотя формально и содержит признаки преступления, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ); в) имеются обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл. 8 УК РФ); г) после совершения преступления принят закон, устраняющий его преступность и наказуемость (ч. 2 ст. 24 УПК).

Прекращение дела или уголовного преследования за непричастностью обвиняемого к совершению преступлении возможно при условии, что в ходе расследования установлены как сам факт совершения деяния, так и наличие в нем состава преступления, но отсутствуют достаточные доказательства, указывающие на совершение этого деяния именно обвиняемым или подозреваемым. Причем вывод о непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления может быть сделан как в результате достоверного установления невиновности обвиняемого или подозреваемого (например, при подтверждении его алиби), так и в результате исчерпания возможности для собирания дополнительных доказательств и истолкования неустранимых сомнений в виновности обвиняемого в его пользу на основе принципа презумпции невиновности. Вне зависимости от того, явилось ли решение о прекращении дела по данному основанию результатом установления невиновности лица или следствием истолкования сомнений в его виновности в его пользу, такое решение полностью реабилитирует его и не дает повода считать его оставленным под подозрением.
При выявлении этих оснований в стадии судебного разбирательства суд постановляет оправдательный приговор. Все они, свидетельствуя о полной невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении, влекут снятие с него обвинения и возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к ответственности, задержанием или заключением под стражу (гл. 18 УПК, ч. 1ст. 1070ГКРФ).
Согласно ст. 133 УПК право на возмещение вреда имеют также подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого уголовное преследование прекращено по основаниям, указанным в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и в п. 4-6 ч.
1 ст. 27 УПК (в том числе в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствием согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК; наличием вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению), однако из этого не следует, что и эти основания могут быть отнесены к числу реабилитирующих. Ни одно из указанных оснований, в отличие от тех, которые названы в п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК, не свидетельствует о невиновности подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Более того, вполне возможно, что уголовное преследование может быть прекращено в отношении подозреваемого на том основании, что уже имеется вступивший в силу приговор, которым этот подозреваемый был осужден по тому же обвинению.
К нереабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела относятся обстоятельства, обусловливающие применение различных институтов освобождения от уголовной ответственности. Поскольку такое освобождение возможно только применительно к лицам, в отношении которых собраны достаточные доказательства, подтверждающие совершение им деяния, содержащего признаки какого-либо преступления, прекращение дела по любому нереабилитирующему основанию возможно лишь при подтверждении материалами дела события преступления, наличия в деянии состава преступления, а также причастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. К нереабилитирующим основаниям относятся:
1) истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК). Исходя из ч. 1 ст. 78 УК РФ, уголовное дело подлежит прекращению, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
2 года после совершения преступления небольшой тяжести; 6 лет после совершения преступления средней тяжести; 10 лет после совершения тяжкого преступления; 15 лет после совершения особо тяжкого преступления. Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда, и возобновляется с момента его задержания или явки с повинной. В отношении лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества (к которым сроки давности не применяются), и лиц, совершивших преступления, наказуемые смертной казнью или пожизненным лишением свободы (к которым давность применяется по решению суда), уголовное дело не может быть прекращено за истечением сроков давности;
2) примирение сторон (ст. 25 УПК). По этому основанию дело может быть прекращено только в отношении лица, совершившего преступление небольшой1 тяжести, примирившегося с потерпевшим и загладившего причиненный потерпевшему вред. Причем заключенное между потерпевшим и лицом, совершившим преступление, примирение и основанное на нем заявление потерпевшего о прекращении дела не лишают дознавателя, следователя и прокурора возможности продолжить расследование и направить дело в суд с обвинительным заключением. В этом — существенное отличие основания, предусмотренного ст. 25 УПК, от аналогичного основания, закрепленного в ч. 2 ст. 20 УПК, так как примирение потерпевшего с подсудимым по делу частного обвинения влечет обязанность суда во всяком случае прекратить производство по этому делу;
3) изменение обстановки (ст. 26 УПК) констатируется в случаях существенного изменения социальных условий жизни общества, призыва правонарушителя на действительную военную службу, увольнения лица, совершившего преступление по службе, с работы и т. д. Оно является основанием прекращения уголовного дела в случае, если вследствие него лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными;
4) наличие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК). Амнистия в Российской Федерации объявляется постановлением Государственной Думы в отношении индивидуально неопределенного круга лиц и может заключаться в освобождении лиц, совершивших определенные категории преступлений, от уголовной ответственности, а лиц, осужденных за преступления, — от наказания (частично или полностью), а также в снятии судимости с лиц, отбывших наказание или освобожденных от него (с. 84 УК). Прекращение уголовного дела акт амнистии влечет лишь в той части, в какой им предусматривается освобождение от уголовной ответственности. Действие акта амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания;
5) деятельное раскаяние подозреваемого или обвиняемого (ст. 28 УПК), под которым обычно понимается явка с повинной, оказание содействия в раскрытии преступления, возмещение причиненного ущерба или заглаживание вреда иным способом. Дело может быть прекращено по этому основанию лишь в отношении лица, против которого осуществляется уголовное преследование в связи с преступлением небольшой или средней тяжести. В отношении же лиц, совершивших преступления иной категории тяжести, уголовное дело может быть прекращено в соответствии с ч. 2 ст. 28 УПК только в том случае, если это специально предусмотрено в соответствующих статьях Особенной части УК РФ.
6) наличие возможности исправления несовершеннолетнего без применения наказания (ст. 427 УПК). Решение о наличии такой возможности может быть принято следователем или прокурором, исходя из материалов дела, только в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести.
Еще одну группу оснований прекращения уголовного дела образуют обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии процессуальных условий к продолжению производства по делу:
1) смерть подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК);
2) отсутствие заявления потерпевшего по делам частного или частно-публичного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК);
3) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в деятельности лиц, указанных в п. 1, 3-5 ст. 448 УПК, либо согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);
4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого по тому же обвинению вступившего в законную силу приговора, постановления или определения суда о прекращении уголовного дела либо неотмененного постановления следователя о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (п. 4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК). Обнаружение вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по обвинению, по которому ведется дознание или предварительное следствие, влечет прекращение уголовного дела как в отношении того ли-Ца, относительно которого соответствующее решение было вынесено, так и в отношении иных лиц, если они обвиняются в тех же действиях;
5) отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК).
Уголовное преследование может быть также прекращено в случае, если лицо, подозреваемое в совершении преступления, обладает правом дипломатической неприкосновенности, а государство, которое это лицо представляет, в силу ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях не отказывается от иммунитета.
Все основания прекращения уголовного дела, независимо от того, относятся они к числу реабилитирующих или нет, могут быть подразделены на материальные и процессуальные.
К категории первых принадлежат основания, указывающие на отсутствие обстоятельств фактического и юридического свойства, с которыми уголовный закон связывает возникновение и реализацию уголовной ответственности. Эти основания названы в п. 1-3 ч. 1 ст. 24, ст. 25, 26, п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 28 УПК.
К числу процессуальных относятся основания, предусмотренные п. 4-6 ч. 1 ст. 24, п. 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК, международными договорами, а также федеральными законами, закрепляющими процессуальный иммунитет отдельных категорий должностных лиц (ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Смешанным по своему характеру является основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК — непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. В тех случаях, когда ссылка на это основание при прекращении дела обусловлена тем, что обвиняемый не совершал инкриминируемого ему деяния, о нем можно говорить как о материальном; если же применение данного основания явилось результатом толкования неустранимых сомнений в пользу обвиняемого в соответствии с принципом презумпции невиновности, то возможно говорить о его процессуальной природе.
Следует, наконец, различать безусловные и условные основания прекращения дела.
Основание является безусловным, если его установление влечет обязанность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора прекратить уголовное дело. Такими основаниями являются отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, истечение срока давности, наличие акта амнистии, а также другие основания, предусмотренные в п. 1-6 ч. 1 ст. 24, п. 1, 3-6 ст. 27 УПК, ст. 16 Закона о статусе судей, указанными выше нормами международно-правовых актов и федеральных законов о процессуальном иммунитете отдельных категорий лиц.
Как условные следует расценивать основания, наличие которых только дает право органу дознания, дознавателю, следователю и прокурору прекратить уголовное дело, но не обязывает их принимать решение об этом во всяком случае (ст. 25, 26, 28 УПК). Следует, правда, заметить, что в случаях деятельного раскаяния, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, к которым отсылает ч. 2 ст. 28 УПК, прекращение дела должно рассматриваться не как право, а как обязанность соответствующих должностных лиц.
При выявлении одновременно нескольких оснований к прекращению уголовного дела решение должно приниматься в соответствии с тем основанием, которое порождает наиболее существенные последствия. Так, уголовное дело не может быть прекращено по нереабилитирующему основанию или в связи с отсутствием процессуальных условий судопроизводства, если установлено какое-либо из реабилитирующих оснований. Если в ходе расследования уголовного дела одновременно выявляются отсутствие в деянии состава преступления и непричастность обвиняемого к совершению преступления, дело должно быть прекращено по второму из названных оснований; при одновременном истечении срока давности уголовного преследования за преступление и издании акта об амнистии дело подлежит прекращению за истечением срока давности.