§ 3. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров |
§ 3. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров

Обыск заключается в принудительном обследовании помещений, участков местности или граждан в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для уголовного дела. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов (ст. 182 УПК).
Производство обыска предполагает совершение активных поисковых действий для отыскания предметов и документов, точное местонахождение и признаки которых заранее определить трудно или невозможно. Предпринимаемые при обыске действия сопряжены с существенным вторжением в сферу частной жизни, ограничением права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, что обусловливает необходимость усиления гарантий законности и обоснованности проведения данного следственного действия.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет различать обыск помещений, местности и личный обыск.
Обыск помещений представляет собой принудительное обследование жилых домов, квартир, принадлежащих гражданам дач, гаражей и иных построек, различных служебных помещений, находящихся в ведении тех или иных организаций, если в них могут находиться разыскиваемые объекты. Обыск на местности состоит в принудительном обследовании приусадебных, дачных и иных участков, находящихся в собственности или пользовании определенных лиц. Если участком местности никто не владеет и не распоряжается, его обследование производится по правилам осмотра.

Основаниями для производства обыска выступают фактические данные, позволяющие сделать предположение о возможности нахождения в каком-либо месте или у того или иного лица предметов, документов и ценностей, способных иметь значение для раскрытия преступления и правильного разрешения уголовного дела.
Обыск производится по мотивированному постановлению следователя. Требования, предъявляемые следователем согласно закону в связи с производством обыска и основанные на вынесенном им постановлении, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).
Обыск в жилище может производиться только на основании судебного решения, принимаемого в соответствии с требованиями ст. 165 УПК.
При производстве обыска обязательно присутствие понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. Следователь вправе привлечь к участию в обыске специалиста и других лиц согласно ст. 164 УПК. С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
До начала обыска следователь предъявляет лицам, у которых и с участием которых предполагается проведение обыска, постановление о его производстве. Если обыск производится в помещении или строении, при-
знаваемом жилищем, предъявляется судебное решение, разрешающее про-i изводство обыска в жилище.
После предъявления постановления об обыске (судебного решения, разрешающего производство обыска в жилище) следователь предлагает выдать орудия преступления, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Если разыскиваемые предметы и документы выданы добровольно и нет оснований опасаться, что часть из них пытаются скрыть, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить поисковых действий.
В ходе проведения обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Для осуществления вскрытия помещения следователь может привлечь работников жилищно-эксплуа-тационной организации или ремонтно-строительного предприятия. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (ч. 6 ст. 182 УПК).
Следователь обязан принимать меры, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого производится обыск, его личная и семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. В случае необходимости следователь предупреждает участников обыска о недопустимости разглашения ставших им известными данных, о чем у них берется подписка в соответствии со ст. 161 УПК.
В ходе обыска следователь вправе запрещать лицам, находящимся в помещении или ином месте производства обыска, покидать его, а также общаться между собой или с иными лицами до окончания обыска.
Предметы и документы, изъятые из оборота, изымаются независимо от их отношения к делу. К ним, в частности, относятся приобретаемые только по специальным разрешениям взрывчатые вещества, оружие, сильнодействующие яды, а также предметы, за изготовление, хранение и сбыт которых предусматривается уголовная ответственность.
Все изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
Ход и результаты обыска отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со ст. 166 и 167 УПК. В протоколе указывается, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или Ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Для определения стоимости предмета или вещи следователь может привлечь в качестве специалиста лицо, обладающее знаниями в области товароведения. Если в ходе обыска кем-либо предпринимались попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то в протоколе делается соответствующая запись, а также указываются принятые меры.
Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Личный обыск заключается в принудительном обследовании одежды, обуви, тела подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела. Лицо, производящее обыск, а также понятые и специалисты должны, если они участвуют в обыске, быть одного пола с обыскиваемым.
Производство личного обыска осуществляется по тем же правилам, что и любой вид обыска, в том числе обыск в помещении. Однако в порядке исключения из указанных правил в отдельных случаях производство личного обыска допускается без вынесения постановления, в частности: 1) при задержании лица или заключении его под стражу; 2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает на себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела (ст. 184 УПК).
Выемка состоит в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Поскольку индивидуальные признаки предметов и документов, а также их местонахождение или обладатели заранее достоверно известны, производство выемки не предполагает поисковых действий.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусматриваются: выемка предметов и документов; выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях (ст. 183 УПК).
При наличии фактических данных, указывающих на возможность обнаружения и изъятия заранее известных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, следователь в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 164 УПК выносит мотивированное постановление о производстве выемки. В постановлении должно быть четко указано, какие именно предметы и документы подлежат изъятию и в каком конкретно месте. Постановление объявляется всем присутствующим при выемке лицам.
Выемка предметов и документов производится по правилам, установленным для производства обыска (ч. 2 ст. 183 УПК).
В начале выемки следователь, предъявив постановление о производстве следственного действия, предлагает выдать подлежащие изъятию предметы или документы. В случае отказа выемка производится принудительно, независимо от воли и желания заинтересованных лиц. При производстве выемки следователь вправе сам или с помощью специалиста вскрывать запертые помещения и хранилища, в том числе ящики столов, шкафы, сейфы, если владелец отказывается добровольно открыть их. При этом полагается избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Следователь должен строго ограничиваться изъятием предметов и документов, прямо указанных в постановлении о производстве выемки. В случае непредвиденного обнаружения иных представляющих интерес в качестве возможных доказательств предметов или документов они могут быть изъяты при условии вынесения отдельного постановления о производстве их выемки.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится только с санкции прокурора (ч. 3 ст. 183 УПК).
Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в соответствии с требованиями ст. 165 УПК. Согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются, как правило, только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном законом.
При производстве выемки следователь составляет протокол с соблюдением требований ст. 166 и 167, а также ч. 13-15 ст. 182 УПК. Протокол составляется в любом случае независимо от того, достигнута ли цель следственного действия или нет. Если кроме протокола составляется также опись изъятых предметов и документов, такая опись прилагается к протоколу.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производится в соответствии с требованиями ст. 185 УПК. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в установлении обязательного для соответствующих учреждений связи запрета передавать определенному адресату отправления, поступающие на его имя, а равно направлять по указанному им адресу исходящие от него отправления. Под почтово-телеграфными отправлениями подразумеваются простые, заказные и ценные письма, открытки, бандероли, простые и ценные посылки, телеграммы, почтовые и телеграфные переводы и др.
Основанием для наложения ареста являются фактические данные, даю-Щие основания полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в тех или иных почтовых отправлениях. Наложение ареста на любые почтово-телеграфные отправления, их вскрытие, последующий осмотр и выемка могут производиться только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.
В случае необходимости наложить арест на почтово-телеграфные отправления следователь обязан представить в суд сведения, подтверждающие обоснованность ограничения конституционного права каждого на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также другие прямо предусматриваемые уголовно-процессуальным законом данные. В ходатайстве следователя обязательно указываются: 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; 2) конкретные основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; 4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления (ч. 3 ст. 185 КПК).
По результатам рассмотрения ходатайства следователя, согласованного с прокурором, судьей выносится постановление о разрешении произвести данное следственное действие либо об отказе в этом. При удовлетворительном решении вопроса копия постановления судьи направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно ставить следователя в известность как о поступающих на имя определенного адресата, так и об исходящих от него почтовых отправлениях или телеграммах.
О времени своего прибытия для осмотра и выемки задержанных почтово-телеграфных отправлений следователь уведомляет администрацию учреждения связи. Осмотр, выемка или снятие копий с почтово-телеграфных отправлений производятся в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки следователь вправе вызвать соответствующего специалиста, а также переводчика.
В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления осмотрены, скопированы, отправлены адресату или задержаны. В случае необходимости изъять тот или иной предмет, являющийся почтово-телеграфным отправлением, составляется протокол выемки.
Если в дальнейшем необходимость в задержании почтово-телеграфных отправлений, их осмотре и выемке отпадает, наложенный на них арест отменяется постановлением следователя. Об этом следователь обязан уведомить суд, принявший решение о наложении ареста, и соответствующего прокурора не позднее срока окончания расследования по данному уголовному делу.
Контроль и запись переговоров представляют собой комплекс действий, осуществляемых для получения доказательственной информации из переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью выяснения обстоятельств совершения преступления, а также обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников или близких лиц.
В соответствии с требованиями ст. 186 УПК контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц производятся при наличии достаточных оснований полагать, что в переговорах указанных лиц содержатся сведения, имеющие значение для уголовного дела. Содержание и характер сведений, для получения которых возможно осуществление контроля и записи переговоров, определяются прежде всего обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК). К иным сведениям, имеющим значение для уголовного дела, могут относиться данные о лицах, причастных к совершению преступления, о местах хранения похищенного или орудий преступления либо о местах, где скрываются разыскиваемые преступники, и т. д.
Поскольку контроль и запись переговоров существенно ограничивают конституционное право подозреваемого, обвиняемого и других лиц на тайну телефонных переговоров и иных сообщений, они допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и не иначе как по судебному решению, принимаемому в соответствии с требованиями ст. 165 УПК.
При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при отсутствии такого заявления- на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК). Контроль и запись переговоров в отношении указанных лиц применяются в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК в качестве мер безопасности.
При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь возбуждает перед судом ходатайство, в котором излагаются сущность уголовного дела и основания осуществления Данного следственного действия, а также указываются фамилия, имя и отчество лица, в отношении переговоров которого будут производиться контроль и запись, срок их проведения, наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров.
Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия и подлежит рассмотрению судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК. В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных для этого технических средств.
Фонограмма, передаваемая следователю, подлежит обязательному осмотру с целью изучения ее технических параметров и внешнего вида, индивидуальных особенностей, наличия или отсутствия признаков возможного внесения изменений, проверки ее подлинности, цельности, правильности оформления и соблюдения условий предоставления в распоряжение следователя.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователем с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны, составляется протокол. В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Относящаяся к делу речевая информация может быть отражена в протоколе полностью или зафиксирована частично — с указанием конкретных фраз, которыми она начинается и заканчивается.
Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу. В случае необходимости следователь предупреждает их в соответствии с правилами ст. 161 УПК об ответственности за разглашение ставших им известными сведений, о чем делается отметка в протоколе.
Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании. На хранение фонограммы распространяется общий режим хранения вещественных доказательств, предусмотренный ст. 82 УПК.