§ 3. Определение подследственности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Определение подследственности |
§ 3. Определение подследственности

Подследственность- совокупность признаков уголовного Дела, сочетание которых согласно закону позволяет относить его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.
В зависимости от признаков подследственности в соответствии со ст. 151 УПК определяется, какой именно следователь или дознаватель, Представляющий соответствующий следственный аппарат или орган дознания, будет производить предварительное расследование по данному уголовному делу. В уголовно-процессуальном законе используются следующие признаки подследственности:
— предметный (родовой);
— персональный;
— альтернативный (смешанный);
— по связи уголовных дел;
— территориальный;
Предметный признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от рода преступления, его характера и степени общественной опасности. Соответственно в законе для каждого органа предварительного расследования определены перечни преступлений, отнесенных к их компетенции.
Персональный признак подследственности связан с личностью подозреваемого или обвиняемого лица, его должностным или служебным положением, особым правовым статусом в государстве.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.
Определяемая законом целесообразность расследования некоторых преступлений совместно с другими, тесно с ними связанными преступлениями, характеризует подследственность по связи уголовных дел.
С помощью территориального признака подследственности определяется место производства предварительного расследования и, соответственно, какому следователю, дознавателю по месту его профессиональной деятельности будет поручено расследование (обычно в зависимости от того, где конкретное преступление совершено).
Совокупность перечисленных признаков позволяет определить оптимальный режим подследственности, с наибольшей эффективностью распределить следственную работу между следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и органов налоговой полиции, а также между различными органами дознания. При этом такие признаки подследственности, как предметный, персональный, альтернативный и по связи уголовных дел, всегда применяются в сочетании с территориальным признаком подследственности. В случае возникновения коллизии между персональным и иными признаками подследственности кроме территориального применению подлежит, как правило, именно персональный признак.
По предметному признаку к подследственности следователей прокуратуры отнесены наиболее опасные преступления против личности (убийство, похищение человека, изнасилование и др.)> против общественной безопасности и общественного порядка (массовые беспорядки, нарушение правил техники безопасности на объектах атомной энергетики и т. п.), большинство преступлений против мира и безопасности человечества, все преступления против военной службы. Исключительно следователи прокуратуры расследуют преступления против конституционных прав и свобод граждан.
Следователям органов федеральной службы безопасности подследственны уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, а также о противоправном ее изменении, о производстве или распространении оружия массового поражения и т. п.
Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений. Им подследственно большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Следователи федеральных органов налоговой полиции производят предварительное следствие по уголовным делам о производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, уклонении физических лиц от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, а также об изготовлении, сбыте поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использовании.
По персональному признаку определяется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью. Предварительное следствие по таким делам производится следователями прокуратуры.
В соответствии с персональным признаком подследственности в компетенцию следователей прокуратуры входит также производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных Должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Однако по уголовным делам о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в случае совершения указанных преступлений военнослужащими и иными перечисленными выше лицами предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности (ч. 4 ст. 151). Персональный признак подследственности, обуславливающий отнесение данной категории дел к подследственности следователей прокуратуры, в данном случае не применяется.
Альтернативный признак используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК. Альтернативность предполагает, что предварительное следствие по уголовным делам об указанных преступлениях может производиться либо следователями, которым они подследственны по предметному признаку, либо следователями органа, выявившего эти преступления.
Разновидностью альтернативной (смешанной) подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208-210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества) указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями прокуратуры, и следователями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК). В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.
По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными преступлениями. Предварительное следствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).
В соответствии с территориальным признаком подследственности предварительное расследование, как правило, производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В случаях, когда преступления совершены в разных местах, по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (ст. 152 УПК).
Под местом профессиональной деятельности следователя подразумевается территория (район, город, межрайонное территориальное образование и др.), в пределах которой он обычно осуществляет предварительное следствие. При возникновении необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе направить соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение об их проведении, обычно именуемое «отдельным поручением». В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. Поручения в необходимых случаях сопровождаются приложениями, включая согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения, а также копии процессуальных документов, различные справки по уголовному делу. Следователь или орган дознания, получивший отдельное поручение, обязан выполнить его в срок не позднее 10 суток (ч. 1 ст. 152).
Подследственность уголовных дел различным органам дознания определяется по предметному признаку в сочетании с территориальным признаком. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, в том числе об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности и другие дела, прямо перечисленные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. По уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней степени тяжести, круг которых законом не определяется, дознание согласно п. 2 ч. 3 ст. 150 УК может быть произведено только по письменному указанию прокурора.
Дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации- по всем уголовным делам, подследственным органам дознания в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, прямо отнесенных законом к подследственности дознавателей органов налоговой полиции, органов пограничной службы, органов службы судебных приставов и таможенных органов.
2) дознавателями органов налоговой полиции — по уголовным делам об уклонении физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, а также уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, при совершении указанных преступлений без отягчающих обстоятельств;
3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации — по уголовным делам о нарушении законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и некоторых иных преступлениях, выявляемых в ходе несения службы по охране Государственной границы;
4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; неуважении к суду; разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, а также по уголовным делам о неисполнении приговора, решения суда или иного судебного акта.
5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о контрабанде, совершенной без отягчающих обстоятельств, и уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы -по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ1;
7) следователи прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК2.
Следователь, а также дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, передает его прокурору для направления по подследственности. В случае необходимости по уголовному делу, подлежащему направлению по подследственности, производятся неотложные следственные действия. Решение о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности излагается следователем (дознавателем) в мотивированном постановлении. Прокурор передает уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому органу с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указаний оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК).
Прокурор вправе по собственной инициативе или в связи с ходатайствами участников уголовного судопроизводства изъять любое уголовное дело у органа дознания и передать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК).
В случае соединения в одном производстве уголовных дел, по одному из которых обязательно предварительное следствие, а по другому возможно проведение дознания, расследование осуществляется в форме предварительного следствия. При соединении дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, отнесенных к компетенции разных органов предварительного следствия, подследственность определяется прокурором с учетом установленных УПК правил подследственности.
В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия или дознания вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где предварительное расследование начато. Следователь (дознаватель) вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору.