§ 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела |
§ 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела.
Наличие повода порождает обязанность этих органов рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.
По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) рапорт об обнаружении признаков преступления;
4) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140, 141-143).
По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2-4 ст. 20 УПК).

Заявление о преступлении — наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявления (сообщения) могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должностными лицами. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде.
Устные заявления граждан заносятся в протокол (оформляется в соответствии с приложением № 2 к УПК), который должен содержать следующие сведения:
— место и время принятия заявления;
— должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление;
— данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
— отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя;
— изложение от первого лица (т. е. от имени заявителя) содержания заявления;
— отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.
Поскольку прием заявления и допрос свидетеля имеют различное процессуальное значение, устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено именно в протокол заявления, а не в протокол допроса свидетеля.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако оно может подлежать проверке с применением оперативно-розыскных мер. В случае, если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению со ссылкой на повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).
Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительство, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним прямой контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).
Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц любых форм собственности и имеющих любой организационно-правовой статус, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождении и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).
Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно-распорядительными функциями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации (учреждения, предприятия и т. п.) во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников Данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель. Эти сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к материалам, которые, как правило, излагаются на бланке либо удостоверяются печатью. В указанных источниках информации могут «ыть изложены сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории вверенного руководителю юридического лица либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.
Должностные лица могут сообщить сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например аудитора- о нецелевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок деятельности органов государственной власти Счетной палатой, ревизора — о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти, и т. п. Для должностных лиц контролирующих органов сообщение информации о выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей преступлениях является их обязанностью.
Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора сан-эпидемнадзора, госгортехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т. п.
Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону в орган дознания (как правило, дежурному по органу внутренних дел), следствия или прокуратуры, должны фиксироваться с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя. Должностное лицо, получившее данное сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления (см. приложение № 1 к УПК). Таким же образом оформляется заявление о преступлении и в других случаях, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (ч. 5 ст. 141 УПК).
Письменно-документальная форма заявлений и сообщений служит надежным способом хранения первичной информации о преступлении и об авторе.
Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания (дознавателю), следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о готовящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но тем не менее предпочло сообщить о содеянном.
Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам (незарегистрированного), или же преступления известного, но не раскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем. В связи с этим суд первой инстанции не признает в действиях осужденных явку с повинной, когда они во время предварительного следствия написали заявления о признании своей вины и явке с повинной после того, как их задержали и следствию стали известны обстоятельства совершения преступления. Кассационные жалобы осужденных на то, что суд без достаточных оснований не признает в таких случаях наличие явки с повинной, Верховный Суд РФ оставляет без удовлетворения.
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК и с соблюдением формы, предусмотренной приложением № 3 к УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознавателем, следователем, прокурором, составившим протокол.
В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает: личность явившегося с повинной; содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления; место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства; мотивы, побудившие лицо явиться с повинной и сформировавшие его волеизъявление на явку с повинной. Личность явившегося с повинной устанавливается, как правило, путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другими способами. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено и через его близких (например, в случае заболевания лица).
Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела, названный в ст. 140 УПК, — сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. К иным источникам, в частности, относятся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.
Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Например, по находящемуся в производстве следователя делу ему стало известно о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое составляет предмет данного производства, либо признаки преступления обнаружены в ходе проведения оперативно-розыскных мер органом дознания. Согласно ст. 11 Закона об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Должностное лицо, наделенное правом осуществлять следствие или дознание, в случае непосредственного обнаружения им признаков преступления, обязано составить рапорт об обнаружении преступления (ст. 143 УПК), который является поводом для возбуждения уголовного дела. В рапорте по форме, предусмотренной приложением № 1 к УПК, подробно излагаются обстоятельства совершенного деяния и сведения об источнике получения информации.
Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).
Понятие «основания для возбуждения уголовного дела», таким образом, содержит два неразрывно связанных между собой элемента:
1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела;
2) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.
Заметим, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения о всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем — судебного разбирательства.
Указание в законе на наличие признаков преступления как необходимого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно наглядно показывает неразрывную связь уголовного и уголовно-процессуального права. Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.