§ 4. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб |
§ 4. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб

Жалоба на действие (бездействие) и решение органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда может быть устной или письменной. Каких-либо специальных требований к ее форме и содержанию закон, как правило, не устанавливает. Исключение касается апелляционных и кассационных жалоб или представлений, а также надзорных жалоб или представлений, для которых установлен ряд требований к их содержанию (ст. 363, 375,404 УПК).
Если жалоба подается в письменной форме, то в ней должны содержаться сведения о заявителе, о том, кому она адресована, об органе или должностном лице и его действиях (бездействии) или решении, которые обжалуются.
Устная жалоба заносится в специально составленный по этому поводу протокол. Если жалоба заявлена во время производства какого-либо следственного либо иного процессуального действия (например, при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела), она должна быть занесена в протокол соответствующего следственного или иного процессуального действия.
Закон не ограничивает участников уголовного судопроизводства во времени для подачи соответствующей жалобы. Исключение касается срока обжалования приговора. Он ограничен 10 сутками с момента провозглашения приговора, а для осужденного — тем же сроком со дня вручения ему копии приговора (ст. 356 УПК).

О поступивших жалобах обычно уведомляется прокурор. В соответствии с УПК РФ о принесенных по делу жалобах и представлениях на приговор суда должны быть также уведомлены (с направлением копий этих документов) осужденный или оправданный, его защитник, обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, если жалоба или представление затрагивают их интересы. Указанным участникам судопроизводства разъясняется право подавать свои возражения на поданные жалобы и представления.
Участник процесса может принести жалобу непосредственно прокурору или в суд. Она может быть подана на личном приеме или путем передачи в канцелярию прокуратуры или суда, подана через дознавателя, следователя, а в суд также и через прокурора. Если подозреваемый, обвиняемый содер жатся под стражей, их жалобы, адресованные прокурору или в суд, немедленно пересылаются адресату администрацией места содержания под стражей (ст. 126 УПК).
Заявитель вправе приложить к жалобе дополнительные материалы и документы в обоснование изложенных в ней доводов. Он также вправе ходатайствовать перед прокурором или судом об истребовании ими из тех или иных учреждений или организаций необходимые для разрешения жалобы материалы.
Принесение жалобы по общему правилу не приостанавливает производства обжалуемого действия и исполнения обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.
Порядок непосредственного рассмотрения и разрешения жалобы зависит от того, кто является субъектом ее рассмотрения — прокурор или суд.
Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток с момента поступления ее и до принятия по ней решения В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, закон допускает рассмотрение ее в срок до 10 дней О рассмотрении жалобы свыше трехсуточного срока необходимо заблаговременно известить заявителя с указанием причин отсрочки. Дальнейшее продление срока рассмотрения жалобы недопустимо.
Жалоба, адресованная прокурору, рассматривается им лично Он обязан проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. Если есть необходимость, то вправе вызвать заявителя для получения от него более полных и конкретных объяснений по поводу обстоятельств, изложенных в жалобе. Прокурор вправе получить необходимые объяснения от дознавателя, следователя, чьи действия (бездействие) или решение обжалуются.
По результатам проверки прокурор может принять одно из двух решений, об удовлетворении жалобы (полном или частичном) либо об отказе в ее удовлетворении. Признав необходимым удовлетворить жалобу, прокурор должен отменить обжалуемое решение дознавателя или следователя либо дать указание о прекращении обжалуемого действия или, наоборот, о выполнении предусмотренных законом процессуальных действий (если жалоба подана на бездействие должностного лица).
При отказе в удовлетворении жалобы прокурор обязан аргументировать мотивы такого решения, обосновать его ссылками на нормы соответствующих законов, конкретные доказательства со ссылкой на материалы уголовного дела.
Свое решение прокурор оформляет постановлением. О принятом по жалобе решении (положительном или отрицательном), о дальнейшем порядке его обжалования заявитель должен быть уведомлен незамедлительно. По просьбе последнего ему может быть выдана копия постановления прокурора
Жалобы, принятые по ним решения и ответы прокуроров заявителям приобщаются к материалам уголовного дела. Наличие в уголовном деле жалобы, надлежащим образом оформленной, помогает суду принять правильное решение по вновь заявленным жалобам, способствует предупреждению необоснованных жалоб и тем самым — умышленному затягиванию сУдебн01 о процесса.
В суде поступившая жалоба рассматривается судьей единолично не позднее 5 суток со дня ее поступления. Рассмотрение жалобы проводится в сУдебном заседании, на которое приглашаются заявитель, его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле. Приглашаются иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением.
В судебном заседании участвует также прокурор. Неявка указанных дчц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не напаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием Для рассмотрения жалобы судом.
До начала судебного заседания судья вправе потребовать от должностных лиц, чьи действия обжалуются, от иных физических и юридических лиц предоставления необходимых для вынесения судебного решения по жалобе сведений, документов и иных материалов
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, и представляется явившимся в заседание лицам, одновременно разъясняя их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, выступает с обоснованием своей жалобы. Далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Заявителю предоставляется право выступить с репликой, в которой он может изложить свое мнение по поводу сказанного участвующими в рассмотрении жалобы лицами
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; об оставлении жалобы без удовлетворения.
Свое решение судья оформляет постановлением, которое должно быть мотивированным. Судья обязан указать в нем, какие именно установленные в судебном заседании факты и обстоятельства положены в основу принятого по жалобе решения
Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.
Решение судьи может быть обжаловано вышестоящему суду. Жалоба приносится в порядке, установленном гл. 43 и 45 УПК.