§ 3. Меры пресечения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Меры пресечения |
§ 3. Меры пресечения

Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения. Меры пресечения являются наиболее строгим видом yi оловно-процессуального принуждения и имеют своей целью обеспечить успешное производство дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам. Они предназначены для урегулирования правовых отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства, во всех случаях, когда необходимо исключить для подозреваемого, обвиняемого любую возможность скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжить преступную деятельность, уничтожить доказательства или другим путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора
Наличие в уголовном процессе различных видов мер пресечения позволяет по каждому конкретному делу избрать оптимальное принуждение, которое в наибольшей степени гарантирует обеспечение порядка уголовного судопроизводства, прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Избранная мера пресечения не всегда остается неизменной на всем протяжении производства по делу. В ходе расследования преступления опасения относительно того, что подозреваемый, обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, скроется или воспрепятствует производству по делу, могут уменьшиться или, наоборот, усилиться либо вовсе отпасть.
На разных этапах производства по делу следователь получает различную информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, а также дополнительные данные, позволяющие оценить его поведение и принять законное и обоснованное решение об избрании, отмене или изменении меры пресечения.
Таким образом, выполнение задач уголовного судопроизводства, в сфере которого противодействие правосудию зачастую приобретает крайне опасные формы, может быть сопряжено с необходимостью применения мер пресечения, затрагивающих и ограничивающих права и свободы обвиняемого Естественно, что такое ограничение не может быть беспредельным. Применение мер пресечения осуществляется в рамках уголовно-процессуального закона и в пределах, которые установлены в Конституции РФ и в международно-правовых актах.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения пределов применения содержания под стражей ч. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. закрепила правило, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и в случае необходимости — явки для исполнения приговора.
Самые жесткие правила и пределы применения содержания под стражей установлены для несовершеннолетних в ст. 13 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. В ней закреплено требование о том. что содержание под стражей до суда применяется к несовершеннолетним лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами.
Незаконное и необоснованное применение меры пресечения грубо нарушает права и свободы человека и гражданина, причиняет ему физические и нравственные страдания. Но особый ущерб личности и его правам наносит необоснованное заключение лица под стражу. Именно поэтому заведомо незаконное заключение лица под стражу или содержание под стражей признано преступлением против правосудия и влечет уголовное наказание (ст. 301 УК РФ).
Наряду с этим неприменение или несвоевременное применение либо избрание необоснованной меры пресечения нередко влечет наступление негативных последствий: совершение лицом нового, зачастую более тяжкого преступления; уклонение от явки к дознавателю, следователю или в суд; угрозы свидетелям, потерпевшим и другим участникам уголовного судопроизводства и т. п.
Применение мер пресечения обусловлено основаниями их избрания, обстоятельствами дела, целями, ради которых они были применены, а также санкцией уголовного закона, по которому лицо привлекается к уголовной ответственности.
Следовательно, меры пресечения — это меры государственного принуждения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, применяемые должностными лицами, осуществляющими производство по делу, в отношении лиц, подвергаемых уголовному преследованию, и заключающиеся во временном ограничении их прав и свобод.
Основания для избрания мер пресечения. Виды мер пресечения. Конституция РФ и УПК содержат следующие гарантии прав человека и гражданина при применении мер пресечения:
1) применяются только к подозреваемому или обвиняемому по возбужденному уголовному делу;
2) ограничивают права и свободы обвиняемого (подозреваемого), в отношении которого до постановления приговора действует презумпция невиновности;
3) применяются на срок, установленный в законе;
4) их избрание должно быть обусловлено только наличием обстоятельств, предусмотренных в законе;
5) для избрания необходимо наличие достаточных оснований;
6) при избрании должен быть соблюден установленный процессуальный порядок;
7) применение меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому не обязательно;
8) к подозреваемому, обвиняемому может быть применена одновременно только одна из мер пресечения.
Материально-правовым основанием является наличие достаточных доказательств того, что именно это лицо совершило виновное уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное УК РФ. При определении этого основания должны быть приняты во внимание все уголовно-правовые характеристики деяния и лица, его совершившего: характер и степень общественной опасности деяния (ст. 15 УК); однократность и неоднократность преступления (ст. 16 УК) либо их совокупность (ст. 17 УК); наличие судимости за ранее совершенные преступления (опасного или особо опасного рецидива — ст. 18 УК); возраст лица, совершившего преступление (ст. 20 УК); форма вины (ст. 24-26 УК); вид соучастия в преступлении (ст. 33); совершение преступления в составе группы, в группе лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой или преступным сообществом (ст. 35); последствия преступления, вид и размер причиненного вреда; и) обстоятельства, смягчающие (ст. 61 УК) и отягчающие ответственность (ст. 63 УК).
Для избрания конкретной меры пресечения обвиняемому (подозреваемому) необходимы процессуально-правовые основания, а именно наличие данных о том, что он может: 1) скрыться от дознания, предварительного следствия или суда; 2) продолжить преступную деятельность; 3) угрожать свидетелю или иным участникам процесса; 4) уничтожить следы преступления и другие доказательства; 5) иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию или судебному разбирательству дела либо надлежащему исполнению приговора.
Предположения дознавателя, следователя и прокурора о возможности наступления перечисленных в законе событий носят вероятностный характер. Необходимость делать предположения о том, что может произойти, а может и не произойти, составляет значительную трудность при принятии решения об избрании меры пресечения.
Соответствующее обоснованное предположение можно сделать по крайней мере в случаях, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства, если после совершения преступления какое-то время скрывался от органов дознания или предварительного следствия, если он, его родственники или друзья пытались оказать давление на свидетелей, потерпевших с целью добиться изменения показаний в выгодную для обвиняемого сторону. Принятию обоснованного решения об избрании меры пресечения способствуют сведения, указывающие на общественную опасность и характер преступления, его изощренность, жестокость, совершение деяний в организованном преступном сообществе, корыстные или низменные побуждения, негативное поведение обвиняемого, наличие судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления и т. п.
При решении вопроса об избрании меры пресечения и определении ее вида необходимо учитывать также данные о том, что подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную в отношении него меру пресечения, сообщает ложные сведения о своей личности либо не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Избранию меры пресечения и выбору ее вида должна предшествовать также оценка социально-демографических и личностных свойств и состояний подозреваемого (обвиняемого): род его занятий; профессия; семейное положение; наличие на иждивении несовершеннолетних детей или беспомощных родителей; состояние здоровья; старческий возраст; ограниченная дееспособность; источники существования и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).
К несовершеннолетним, инвалидам, лицам с физическими или психическими недостатками, престарелым, тяжело больным, беременным женщинам, кормящим и одиноким матерям, многодетным родителям (усыновителям) заключение под стражу, как правило, не применяется по мотивам гуманности, сострадания и нецелесообразности изоляции их от семьи и общества.
При избрании меры пресечения в отношении депутатов законодательных органов, судей, прокуроров, иностранных граждан, пользующихся иммунитетами, принимаются во внимание дополнительные гарантии их неприкосновенности, предусмотренные в законе (ст. 450 УПК).
Поскольку подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, или лицо, которое задержано по основаниям, указанным в законе, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то порядок избрания меры пресечения к нему обусловлен его особым процессуальным статусом и тем, что любая мера пресечения может применяться в исключительных случаях на ограниченный законом срок.
Для избрания меры пресечения в отношении подозреваемого необходимо наличие оснований, указанных в законе (ст. 97 УПК), а также доказательств, достаточных для подозрения лица в совершении преступления (ст. 140, 146 УПК). В отношении подозреваемого может быть применена любая мера пресечения из числа предусмотренных в законе. Срок действия меры пресечения, избранный в отношении подозреваемого, исчисляется со дня ее применения. При этом обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения любой меры пресечения.
В случае, если подозреваемый был задержан, а затем к нему было применено в качестве меры пресечения заключение под стражу, то обвинение должно быть предъявлено ему в тот же срок с момента его фактического задержания. Указанный срок продлению не подлежит. Если к моменту истечения десятисуточного срока обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.
Система различных видов мер пресечения дает возможность индивидуализировать их применение с учетом тяжести совершенного преступления, формы вины и личности обвиняемого, а также других обстоятельств дела.
В УПК (ст. 98) дан исчерпывающий перечень мер пресечения и названы конкретные из них. Таковыми являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК); личное поручительство (ст. 103); наблюдение командования воинской части (ст. 104); присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105); залог (ст. 106); домашний арест (ст. 107); заключение под стражу (ст. 108 УПК).
Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения-В процессуально-правовом смысле необходимо различать содержание понятий «избрание меры пресечения» и «применение меры пресечения». В соответствии с законом понятие «избрание меры пресечения» включает в себя принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого, в то время как «применение меры пресечения»- процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 13 и 29 ст. 5 УПК).
В каждом случае принятия решения об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья по находящемуся в их производстве уголовному делу выносят мотивированное постановление, а суд -мотивированное определение. В названных процессуальных актах должно содержаться указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо (сущность подозрения или обвинения), а также основание для избрания конкретной меры пресечения. В постановлении (определении) приводятся данные о наличии в деле какого-либо одного или нескольких оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК, излагаются обстоятельства, учтенные при избрании той или иной меры пресечения: характер и тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.
Во вводной части постановления (определения) указываются: дата, место составления, должность и фамилия дознавателя, следователя, прокурора или судьи, номер уголовного дела, фамилия, имя, отчество обвиняемого (подозреваемого), статья УК РФ, по которой выдвинуто обвинение. В мотивировочной части приводятся фактические данные, на которых основано решение об избрании меры пресечения, кратко излагается формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на уголовный закон, делается ссылка на исключительные обстоятельства, которые диктуют необходимость избрания меры пресечения к подозреваемому до предъявления обвинения. В резолютивной части указывается, какая именно мера пресечения избирается в отношении подозреваемого (обвиняемого), называется его точная фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, работы, семейное положение, наличие судимостей, а также сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель — с согласия прокурора, возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое излагается в постановлении.
В постановлении об избрании меры пресечения, вынесенном дознавателем, должно быть отражено также письменное согласие начальника органа Дознания на применение конкретной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому. Постановление и определение об избрании меры прессчения подписывают дознаватель, следователь, прокурор, судья или состав суда.
Объявление постановления (определения) об избрании меры пресечении лицу, в отношении которого оно вынесено, а также разъяснение подозреваемому (обвиняемому) порядка обжалования такого решения производится немедленно после вынесения постановления. Ему предоставляется возможность удостоверить этот факт своей подписью и подписью защитника. Копия постановления или определения об избрании меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю — по их просьбе.
Факт вручения ему копии постановления (определения) об избрании меры пресечения удостоверяется письменной отметкой в этом процессуальном документе и подтверждается подписью лица, которому она вручена, с указанием места и времени вручения (часа, дня, месяца и года).
Подозреваемому или обвиняемому, отказавшемуся удостоверить подписью факт объявления ему постановления (определения) и разъяснения порядка обжалования такого решения, а также получения копии, должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится дословно в оригинал процессуального документа. Отказ подозреваемого (обвиняемого) удостоверить своей подписью указанные действия дознавателя, следователя, прокурора, судьи или суда не приостанавливает исполнения принятого решения.
Мотивированное постановление о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу изготавливается в 5 экземплярах, которые должны находиться: первый — в материалах уголовного дела; второй -в следственном изоляторе; третий- у обвиняемого (подозреваемого); чет-вертый — у прокурора; пятый — в суде.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении. В УПК РФ мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102) заменила подписку о невыезде, которая ранее применялась по УПК РСФСР 1960 г. Законодатель изменил не только название, но и содержание данной меры пресечения.
Процессуальное значение и цель указанной меры пресечения заключаются во временном ограничении свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого путем возложения на него письменного обязательства о надлежащем поведении: 1) не покидать без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда постоянное или временное место жительства; 2) являться по их вызовам в назначенный срок и в назначенное место; 3) не препятствовать иным путем расследованию и разбирательству уголовного дела в суде.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении избирается в отношении подозреваемого, обвиняемого, имеющего определенное место жительства, которое подтверждается постоянной или временной регистрацией. Обвиняемый не обязан неотлучно находиться по месту проживания, но обязан каждый день возвращаться к месту жительства и не вправе без разрешения выезжать за пределы населенного пункта, где он проживает.
Процедура применения этой меры пресечения состоит в отобрании от обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства о его надлежащем поведении.
Мотивированное решение об избрании названной меры пресечения принимается в форме постановления, которое объявляется подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и законному представителю. Копия постановления направляется прокурору. В соответствии с вынесенным постановлением у обвиняемого отбирается подписка о надлежащем поведении и выполнении возложенных на него обязательств, которая приобщается к делу. При отобрании подписки о невыезде ему должны быть объявлены требования закона о том, что в случае нарушения данного им письменного обязательства к нему может быть применена более строгая мера пресечения (ст. 102, 110 УПК).
В подписке о невыезде указываются точные данные о подозреваемом или обвиняемом, адрес его постоянного или временного места жительства, домашний или служебный телефон, номер факса или электронной почты, отражаются возложенные на него обязательства о надлежащем поведении, фиксируется факт разъяснения ему последствий нарушения подписки. При этом обвиняемому, подозреваемому должно быть разъяснено, что в пределах постоянного или временного места жительства он вправе свободно перемещаться и на это не требуется разрешения. Вместе с тем он обязан сообщать органу, избравшему данную меру пресечения, о перемене своего почтового адреса.
Личное поручительство. В ходе дознания, предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в суде надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого могут обеспечить заслуживающие доверия граждане, берущие на себя добровольно такое обязательство. Личное поручительство (ст. 103 УПК) выражается в принятии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого), за явку его по вызову в назначенный срок и за то, что он не будет иным путем препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде. Число поручителей определяет следователь или другое лицо, в производстве которого находится дело.
Личное поручительство является добровольным актом волеизъявления лица (лиц), основывается исключительно на доверии к личному поручителю и вместе с тем предусматривает возможность привлечения его к ответ-ственности в случае неисполнения взятых им на себя обязательств.
При избрании личного поручительства в качестве меры пресечения обязательства возлагаются одновременно на подозреваемого и обвиняемого, а также на лиц, выступающих в качестве поручителей. В соответствующем письменном документе подозреваемый или обвиняемый обязуется в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, а поручитель ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым взятых на себя обязательств.
УПК не ограничивает максимальное количество поручителей, но устанавливает, что в качестве поручителя может выступать и одно заслуживающее доверия лицо.
Мотивированное решение о том, заслуживает ли конкретное лицо доверия, принимает должностное лицо, избирающее меру пресечения, на основе данных о том, что поручитель имеет безупречную репутацию, хорошо знает подозреваемого или обвиняемого и может обеспечить его законопослушное поведение.
Названная мера пресечения может быть избрана лишь по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Вместе с тем подозреваемый, обвиняемый, законный представитель и защитник могут ходатайствовать об избрании этой меры пресечения.
Поручитель ставится в известность о сущности подозрения или обвинения, ему разъясняются его обязанности и ответственность, связанные с исполнением личного поручительства. Он предупреждается о том, что в случае невыполнения обязательств на него может быть наложено судом денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. При отказе поручителя от взятого на себя письменного обязательства личное поручительство заменяется иной мерой пресечения. Решение о применении меры пресечения в виде личного поручительства оформляется в двух процессуальных документах: в постановлении (определении) об ее избрании и письменном обязательстве — личном поручительстве за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, в котором фиксируются данные о личности поручителя, отражается факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанностей и ответственности за их невыполнение. Копии постановления (определения) и письменного обязательства вручаются немедленно подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и поручителю, поручителям.
Наблюдение командования воинской части. В уголовно-процессуальном законе предусмотрена специальная мера пресечения, которая может применяться только к подозреваемым и обвиняемым, являющимся военнослужащими или военнообязанными гражданами, призванными на военные сборы (ст. 104 УПК).
Глава XМеры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве 231
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым из числа перечисленных лиц состоит в принятии мер, предусмотренных законами Российской Федерации «О военной обязанности и воинской службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455, «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того чтобы обеспечить его надлежащее поведение и явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность воспрепятствовать иным путем расследованию и разбирательству дела.
Наблюдение командования, как правило, не применяется в мирное время к офицерам, прапорщикам, мичманам и курсантам военных образовательных учреждений, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту. В период проведения боевых действий данная мера пресечения может применяться ко всем без исключения военнослужащим, поскольку они находятся непосредственно на казарменном положении в воинских подразделениях (частях).
Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается законом только с согласия подозреваемого или обвиняемого, являющегося военнослужащим. В ст. 104 УПК не указано, в каком документе необходимо фиксировать согласие подозреваемого (обвиняемого) на применение данной меры пресечения. По обыкновению практики такое согласие отражается в постановлении об избрании этой меры пресечения.
Для избрания данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) не требуется согласия командования воинской части, в которой он проходит воинскую службу или находится на военных сборах. Однако командованию воинской части обязательно направляется постановление об избрании этой меры пресечения, а также письменное сообщение, в котором разъясняются существо выдвинутого подозрения или предъявленного обвинения, обязанности по исполнению избранной меры пресечения.
В случае, если по делу проводит дознание командир части, то он направляет постановление об избрании названной меры пресечения соответствующему вышестоящему начальнику. Решение органа следствия и рапорт об установлении наблюдения за военнослужащим командованием воинской части приобщаются к уголовному делу, а их содержание объявляется подозреваемому или обвиняемому иод расписку.
В свою очередь, командование воинской части обязано письменно (рапортом) уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за подозреваемым или обвиняемым, о начальниках (командирах), ответственных за его надлежащее поведение, о мерах, обеспечивающих его явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также исключающих его воспрепятствование производству по уголовному делу.
Военнослужащий на время действия этой меры пресечения лишается права ношения оружия, постоянно пребывает под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляется на работу вне части в одиночном порядке, не назначается в караул и другие ответственные наряды, которые предусмотрены нормативными актами, действующими в Вооруженных Силах.
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. При решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого дознаватель, следователь, прокурор и суд в каждом случае должны обсуждать возможность отдачи его под присмотр (ч. 2 ст. 423 УПК). С учетом характера и тяжести совершенного преступления, оснований для избрания меры пресечения, возрастных особенностей, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого к нему может быть применена специальная мера пресечения — отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или иных заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором он находится (ст. 105 УПК).
В соответствии с требованиями закона отдача под присмотр может применяться только в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, совершившего преступление в возрасте до 18 лет.
Присмотр состоит в обеспечении надлежащего поведения, которое обязывает: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело; 2) являться в назначенный срок и в назначенное место по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда; 3) не препятствовать каким-либо путем расследованию и разбирательству дела в суде.
Родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый, дают письменное обязательство обеспечить за ним присмотр и его надлежащее поведение, предписанное законом.
О применении этой меры пресечения могут ходатайствовать не только родители, опекуны, попечители и должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, но и другие заслуживающие доверия лица (близкие родственники, родственники, учителя, социальные работники), которые в состоянии обеспечить присмотр и надлежащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого. Участие в уголовном деле законного представителя не исключает возможности принятия ими обязательства по присмотру. Следователь, дознаватель, прокурор, суд (судья) могут инициировать избрание такой меры пресечения, но при этом должны располагать достоверными сведениями о том, что заслуживающие доверия лица имеют реальные возможности обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и желают принять на себя ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.
Заслуживающим доверия лицам, а также должностным лицам специализированного детского учреждения, дающим письменное обязательство об обеспечении присмотра за несовершеннолетним, разъясняется сущность обвинения, характер и тяжесть совершенного им преступления, обстоятельства, требующие особого внимания при обеспечении присмотра, а также последствия невыполнения принятого обязательства. Им должно быть во всех случаях разъяснено, что на лиц, которым несовершеннолетний обвиняемый был отдан под присмотр, не выполнившим принятое обязательство по обеспечению присмотра, может быть наложено судом денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда в порядке, предусмотренном законом.
Решение об избрании этой меры пресечения принимается мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. Письменное обязательство поручителя о присмотре оформляется подпиской лица, берущего на себя обязанность обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого. Одновременно несовершеннолетний обвиняемый предупреждается о том, что с момента отобрания подписки о принятии его под присмотр, мера пресечения считается избранной, а он обязан соблюдать все условия ее применения. Ему разъясняются обязанности по законопослушному поведению, о явке к следствию и в суд, а также последствия нарушения этих обязательств, включая возможность замены на более строгую меру пресечения.
Общепризнанной является практика, когда следователь, дознаватель, прокурор или суд о своем решении об отдаче несовершеннолетнего под присмотр без промедления сообщает руководителю подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, на которого возложена обязанность принимать меры по содействию поручителям в организации присмотра.
В случае попытки несовершеннолетнего обвиняемого покинуть место жительства без соответствующего разрешения, а также воспрепятствовать иным путем расследованию или разбирательству дела руководитель названного подразделения милиции обязан сообщить об этом следователю, прокурору или суду. В зависимости от характера этих нарушений и обстоятельств дела решается вопрос об изменении меры пресечения.
Лицо, взявшее и добросовестно исполняющее обязательства по присмотру за несовершеннолетним, вправе заявить мотивированный отказ в случае, если в дальнейшем оно не может осуществить присмотр по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь, длительная командировка, смена места жительства и т. п.). В данной ситуации несовершеннолетний обвиняемый может быть отдан под присмотр другим заслуживающим доверия лицам, или данная мера пресечения изменяется на другую, если для этого имеются достаточные основания.
Залог. Сущность данной меры пресечения заключается во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в качестве гарантии явки к дознавателю, следователю, прокурору или в суд на весь период производства по уголовному делу, а также предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 106 УПК).
Основными целями избрания данной меры пресечения являются: 1) обеспечение явки подозреваемого или обвиняемого к лицам, в производстве которых находится уголовное дело; 2) предупреждение возможности совершения новых преступлений в период расследования и разбирательства уголовного дела в суде.
В законе не назван вид, максимальный и минимальный размер залога. Сумму залога, вид и стоимость ценных бумаг либо иных ценностей определяет орган или лицо, избравшее эту меру пресечения, с учетом характера и тяжести совершенного преступления, данных о личности подозреваемого (обвиняемого), а также имущественного положения залогодателя.
Денежный залог вносится в валюте Российской Федерации в виде банковских билетов (банкнот) и монет, а также в иностранной валюте в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении и признаваемых платежным средством на территории Российской Федерации Залог в ценных бумагах может быть внесен в виде государственных облигаций, векселей, чеков, аккредитивов, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек, коносаментов, акций и т. п. (ст. 143 ГК РФ). Залог в виде ценностей может выражаться в предметах и документах, имеющих научную, художественную, историческую и культурную ценность (например, картины, рисунки, оригинальные художественные композиции, иконы, церковная утварь, уникальные и редкие музыкальные инструменты, редкие документы и рукописи, старинные монеты и др.).
Решение об избрании меры пресечения в виде залога принимается мотивированным определением суда, постановлением судьи, прокурора, а также следователя или дознавателя с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу. По факту принятия залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю под расписку.
В случае, если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый (обвиняемый) остается под стражей или домашним арестом до момента внесения на депозитный счет суда залога, который был определен в качестве меры пресечения уполномоченным на то органом или лицом.
Если залог вносится юридическим или физическим лицом, не являющимся подозреваемым (обвиняемым), ему должны быть разъяснены: 1) сущность выдвинутого подозрения или предъявленного обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения; 2) вид и характер обязательств, связанных с обеспечением надлежащего поведения подозреваемого и обвиняемого; 3) последствия их нарушения или невыполнения. Факт разъяснения залогодателю этих положений закона отражается в протоколе о принятии залога и удостоверяется его подписью и подписью лица, избравшего данную меру пресечения.
Подозреваемому (обвиняемому) должно быть разъяснено, что в случае невыполнения или нарушения им обязательств, связанных с внесенным за него залогом, деньги, ценные бумаги или ценности обращаются в доход государства по судебному решению, выносимому районным судом в порядке, предусмотренном законом, а также разъяснены правила и сроки разрешения судом вопроса об обращении в доход государства залога.
В случаях прекращения уголовного дела дознавателем, следователем или прокурором залог полностью возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении. По факту возвращения залога залогодателю составляется протокол, который подписывается лицом, принявшим такое решение, и залогодагелем. Суд решает вопрос о возвращении залога залогодателю в случаях постановления приговора, определения, постановления о прекращении.
За счет залога не допускается возмещать ущерб, причиненный преступлением, либо осуществлять конфискацию заложенных ценностей по приговору или иному решению суда.
Домашний арест. Сущность домашнего ареста заключается в том, что при наличии достаточных оснований для его избрания обвиняемому, подозреваемому по решению суда устанавливаются: 1) ограничения, связанные со свободой его передвижения на определенной территории и на определенное время; 2) запрет на общение с определенными лицами; 3) запрет на получение и отправление корреспонденции; 4) запрет на ведение переговоров с использованием любых средств связи (ст. 107 УПК).
С учетом тяжести и характера предъявленного обвинения, возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств дела подозреваемый, обвиняемый может быть подвергнут либо всем ограничениям и запретам, связанным с домашним арестом, либо отдельным из них.
Так, ограничения свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого в интересах обеспечения производства по уголовному делу могут выражаться в запрете покидать жилище и передвигаться в пределах населенного пункта места постоянного или временного жительства, менять место проживания без разрешения следователя, прокурора и суда.
По решению дознавателя, следователя, прокурора и суда ограничения общаться с определенными лицами могут содержать запрет на общение с лицами, проходящими по одному и тому же делу в качестве подозреваемых (обвиняемых), с потерпевшими и их представителями, со свидетелями, а также друзьями или родственниками, кроме тех из них, которые проживают вместе с подозреваемым (обвиняемым), подвергнутым домашнему аресту.
Ограничения получать и отправлять корреспонденцию мохут выражаться в запрете отправлять и получать посылки, бандероли, письма, телеграммы, переводы, открытки и т. п. почтово-телеграфные услуги. Подозреваемому, обвиняемому может быть запрещено также делать сообщения, заявления, обращения через средства массовой информации.
Обвиняемому, подозреваемому может быть установлен запрет вести какие-либо переговоры с использованием любых средств связи, включая радио, телевидение, телефон, телетайп, факс, электронную почту, интернет-сайты и т. п. виды информационных коммуникаций.
Законом предусмотрено, что решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принимать только суд. При необходимости избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, в котором излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость избрания именно этой меры пресечения, к нему прилагаются также все материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Судья в порядке и в сроки, установленные в законе, по результатам рассмотрения ходатайства выносит одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде домашнего ареста; 2) об отказе в удовлетворении такого ходатайства.
В случае принятия судом решения об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста обвиняемого (подозреваемого) в постановлении судьи или определении суда указываются основания и мотивы, в силу которых должна быть применена эта мера пресечения, конкретные ограничения, которым он подвергается, и сроки действия избранной меры пресечения. В постановлении указывается также орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений и запретов. Оно направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому), его защитнику и подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с законом постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящий суд в течение 3 суток со дня его вынесения обвиняемым, подозреваемым, его защитником, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия прокурора, потерпевшим и его представителем. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению прокурора не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.
Как видно, по характеру и объему ограничений и запретов домашний арест имеет известное сходство с ограничением свободы при заключении под стражу. Поэтому в соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания подозреваемого (обвиняемого) под стражей.
Заключение под стражу. В российском уголовном процессе заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, поскольку она в максимальных пределах ограничивает права, свободы и личную неприкосновенность человека и гражданина. Поэтому в ст. 22 Конституции РФ и в УПК (ст. 108, 109) установлены точные основания, сроки и механизмы ее применения на всех стадиях уголовного процесса. Заключение иод стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Для избрания меры пресечения в виде заключения лица под стражу закон выдвигает особое условие — оно применяется, как общее правило, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения.
Материально-правовым основанием для заключения под стражу является совокупность доказательств, одни из которых уличают обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а другие — указывают на необходимость временной изоляции лица от общества в интересах судопроизводства.
Превентивная цель заключения под стражу- предупредить сокрытие обвиняемого от следствия и суда, пресечь его попытки иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию и разбирательству дела, совершить новое преступление. Неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, может повлечь безнаказанность виновных, а также опасный или особо опасный рецидив преступлений.
В исключительных случаях подозреваемый, обвиняемый может быть заключен под стражу и за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, но при наличии одною из перечисленных обстоятельств: 1) он не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) он нарушил ранее избранную ему меру пресечения; 4) скрылся от органов предварительного расследования или суда.
Установленный в законе перечень обстоятельств, дающих основание для заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого) является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Для избрания этой меры пресечения к лицу, совершившему преступление, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, достаточно одного из перечисленных оснований. В случае, если в деле имеются данные, указывающие на наличие нескольких названных обстоятельств, следователь, прокурор, дознаватель, а затем и суд вправе в своем постановлении о заключении под стражу перечислить каждое из них.
В УПК установлены жесткие основания, пределы и правила заключения под стражу несовершеннолетних обвиняемых, что в полной мере согласуется со ст. 13 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г., закрепивших требование о том, что заключение под стражу до суда должно применяться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени.
Именно поэтому в законе установлено правило о том, что к несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в случаях: 1) если он подозревается (обвиняется) в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК); 2) если он совершил особо тяжкое преступление, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК).
В исключительных случаях (с учетом характера и объема обвинения, степени и формы вины, обстоятельств, отягчающих ответственность и т. п.) в отношении несовершеннолетнего может быть избрана эта мера пресечения и тогда, когда он подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести (за которое наказание не превышает пяти лет лишения свободы — ч. 3 ст. 15 УК).
Поскольку заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению, то в законе установлены правила и процедуры ее избрания как на досудебной стадии, так и при разбирательстве уголовного дела в суде.
В случае необходимости ее избрания прокурор, а также следователь и дознаватель — с согласия надзирающего прокурора, возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства указываются основания и мотивы необходимости заключения обвиняемого (подозреваемого) под стражу, а также излагаются обстоятельства, в силу которых невозможно избрать более мягкую меру пресечения. Материалы дела, подтверждающие обоснованность такого ходатайства, прилагаются к постановлению и без промедления направляются в суд.
В случае, если такое ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, го постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания. Закон не возлагает на дознавателя, следователя или прокурора обязанности уведомлять потерпевшего, обвиняемого о возбуждении такого ходатайства.
Мотивированное постановление о возбуждении ходатайства об избрании такой меры пресечения и приложенные к нему материалы рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. В его рассмотрении участвуют: обвиняемый (подозреваемый), прокурор, а также защитник, если он участвует в уголовном деле. Закон не требует обязательного участия в суде следователя или дознавателя, возбудившего такое ходатайство. Он может и не участвовать в суде, если прокурор не обяжет его явиться в суд и по его поручению обосновать возбужденное ходатайство.
Постановление и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, рассматриваются по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента их поступления в суд (ч. 4 ст. 108 УПК). Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, обязательно доставляется в судебное заседание. При рассмотрении ходатайства в судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
О месте и времени рассмотрения указанного ходатайства заблаговременно уведомляются прокурор, обвиняемый, подозреваемый, его законный представитель, а также защитник, если он участвует в деле. Их неявка без уважительных причин (за исключением неявки обвиняемого) не служит препятствием для рассмотрения ходатайства и принятия соответствующего решения суда. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. В ходе рассмотрения ходатайства в суде соблюдается установленный законом (ст. 108 УПК) порядок.
По результатам рассмотрения данного ходатайства судья имеет право вынести одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении обвиняемого или подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе прокурору, следователю или дознавателю в удовлетворении ходатайства о заключении лица под стражу; 3) об отложении принятия окончательного решения по ходатайству на срок не более чем 72 часа для сбора и представления ими дополнительных доказательств обоснованности задержания с указанием даты и времени, до которых продлевается срок задержания обвиняемого (подозреваемого).
Мотивированное постановление судьи направляется лицу, возбудившему данное ходатайство, и прокурору для немедленного исполнения, вручается обвиняемому (подозреваемому) и направляется в место его содержания, если он не участвовал в судебном заседании.
В случае вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения повторное обращение следователя, дознавателя или прокурора в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу возможно только в случае возникновения новых обстоятельств (доказательств), подтверждающих необходимость заключения под стражу подозреваемого (обвиняемого).
Если вопрос о заключении под стражу подсудимого возникает в ходе судебного разбирательства, суд по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе в совещательной комнате принимает соответствующее решение, о чем выносит отдельное определение или постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Постановление о заключении под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано сторонами в вышестоящий суд в кассационном порядке. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению прокурора в срок не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.
Следователь, дознаватель, прокурор, а также судья, в производстве которого находится уголовное дело, обязан незамедлительно уведомить близких родственников, а при их отсутствии — других родственников о месте содержания его под стражей. Такое уведомление направляется также командованию воинской части в случаях, когда под стражу заключен военнослужащий или военнообязанный, призванный на военные сборы.
Если у заключенного под стражу подозреваемого (обвиняемого) остаются без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, следователь, дознаватель обязан принять меры по передаче их на попечение родственников или близких лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. При этом принимаются меры по обеспечению сохранности жилища и имущества лица, заключенного под стражу.
В УПК закреплены особые правила принятия судебного решения о заключении под стражу некоторых категорий лиц в связи с характером выполняемых ими ответственных государственных функций. Решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении Совета Федерации, или депутата Государственной Думы, судьи Кон-
ституционного Суда, судей иных судов исполняются с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда или квалификационной коллегии судей (ст. 450 УПК).
Порядок содержания под стражей всех подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, их права и обязанности, а также другие вопросы исполнения этой меры пресечения регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденным Приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. № 20 (в ред. от 15 марта 2001 г.), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, объявленными Приказом Минюста РФ от 12 мая 2000 г. № 148.
Предусмотренные в законе сроки содержания под стражей призваны ограничить и свести к минимуму время пребывания подозреваемого либо обвиняемого, к которому применено заключение под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом. Поэтому установленные в УПК требования обязывают дознавателя, следователя, прокурора в достаточно короткое время завершить производство по делу либо немедленно освободить содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного в законе.
В ст. 109 УПК закреплено общее императивное требование о том, что содержание обвиняемого (подозреваемого) под стражей в стадии досудебного производства не может превышать 2 месяцев с момента его заключения под стражу до направления уголовного дела с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу.
В случаях, когда в срок до 2 месяцев невозможно закончить расследование и при этом отсутствуют основания для отмены или изменения меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда либо военного суда соответствующего уровня до 6 месяцев. Для этого прокурор, а также следователь, дознаватель (с согласия прокурора) вновь возбуждают ходатайство, в котором излагают основания и необходимость продления срока содержания под стражей и направляют вместе с материалами, подтверждающими его обоснованность, в суд.
Дальнейшее продление срока содержания под стражей допускается по мотивированному ходатайству в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только ввиду особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, но уже с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора — на срок до 12 месяцев.
Продление срока содержания под стражей свыше 12 месяцев — до 18 месяцев закон допускает лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений особой тяжести, по решению судьи суда субъекта Федерации или суда соответствующего уровня, принятого по ходатайству следователя, вынесенному с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.
Дальнейшее продление срока не допускается. По истечении предельного срока обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случая, когда суд соответствующего уровня по ходатайству следователя и с согласия прокурора субъекта Российской Федерации принял решение о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления его в суд для разбирательства по существу (п. 4ч. 8 ст. 109 УПК).
По окончании расследования уголовного дела собранные в нем материалы в полном объеме должны быть представлены для ознакомления обвиняемому, содержащемуся под стражей, а также его защитнику не позднее чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей.
Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей, то по его окончании обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом закон сохраняет за обвиняемым и его защитником право на ознакомление со всеми материалами дела.
В случае, если после окончания предварительного следствия по делу, по которому продлялись предельные сроки содержания под стражей до 6, 12 и 18 месяцев, был соблюден срок в 30 суток, предназначенный для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами данного дела, но одного месяца им оказалось недостаточно для их изучения, следователь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации вправе не позднее чем за 5 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить перед судом соответствующего уровня мотивированное ходатайство о продлении этого срока. При этом может быть возбуждено подобное ходатайство и в отношении обвиняемых, уже ознакомившихся с материалами данного дела, если не отпала необходимость применения к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения’.
Суд субъекта Федерации или военный суд соответствующего уровня не позднее чем через 5 суток обязан вынести по нему одно из следующих решений: 1) о продлении срока содержания лица под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором данного дела в суд; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и об освобождении из-под стражи обвиняемого.
При производстве предварительного расследования в срок содержания под стражей зачисляется время: 1) в течение которого лицо было задержано и содержалось в качестве подозреваемого; 2) нахождения лица под домашним арестом; 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В случае освобождения из-под стражи лица, незаконно подвергнутого этой мере пресечения, ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан и арестован, основания, место и время нахождения под стражей, основания и время освобождения. Данное лицо имеет право на возмещение вреда в порядке, установленном в законе.
Отмена или изменение меры пресечения. В уголовно-процессуальном законодательстве России указаны основания и порядок отмены или изменения меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого, обвиняемого (ст. 110 УПК). Мера пресечения отменяется, когда отпадают фактические и юридические основания для ее сохранения либо когда цели, для которой она была избрана, достигнуты и применять ее в дальнейшем нет необходимости. Вопрос об отмене, изменении или оставлении без изменения меры пресечения рассматривается каждый раз, когда завершается стадия предварительного расследования преступления и дело передается для дальнейшего производства в суд.
Отмена меры пресечения производится во всех случаях когда: 1) производство по делу завершается его прекращением либо постановлением оправдательного приговора; 2) производство по делу продолжается, однако применение меры пресечения не вызывается дальнейшей необходимостью, поскольку цели, ради которых она была избрана, достигнуты; 3) в ходе расследования истек десятисуточный срок с момента избрания заключения под стражу в отношении подозреваемого, но при этом обвинение лицу не было предъявлено; 4) истек предельный срок содержания под стражей и Дальнейшее продление срока не допускается.
Основанием для изменения меры пресечения на более мягкую может стать появление новых, ранее не известных обстоятельств, исключающих ?е применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано на статью УК, санкция которой не предусматривает наказания в виде лишения свободы на срок свыше двух лет). Изменение меры пресечения на более мягкую зачастую сопряжено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей.
Решение об изменении меры пресечения на более строгую принимается в случаях, когда ранее избранная мера не оказывает на подозреваемого или обвиняемого надлежащего воздействия и он своими действиями продолжает препятствовать производству по делу.
Решение об отмене или изменении меры пресечения принимает орган или суд (судья), в производстве которого находится уголовное дело, о чем дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд — определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу.
Учитывая, что на досудебной стадии процесса надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия осуществляет прокурор, закон предусматривает, что мера пресечения, избранная прокурором или по его письменному указанию, может быть изменена на более мягкую только с его согласия.
При утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения. Однако мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 3 и 4 ст. 110 УПК).
В случае несогласия следователя с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Данное правило не распространяется на дознавателя и начальника органа дознания.
Мера пресечения, избранная судебным решением, может быть отменена или изменена только судом по жалобе подозреваемого, обвиняемого, его защитника, законного представителя, по ходатайству прокурора, а также дознавателя и следователя — с согласия прокурора.
Мера пресечения, избранная судьей в стадии подготовительных действий к судебному заседанию, может быть отменена или изменена судом (судьей), рассматривающим дело по существу. Избранная судом первой инстанции мера пресечения может быть отменена или изменена вышестоящим судом при рассмотрении дела в кассационном или апелляционном порядке.
Постановление в обязательном порядке объявляется лицу, в отношении которого отменена или изменена мера пресечения, и вручается его копия. Одновременно ему разъясняется порядок обжалования постановления. Постановление об отмене или изменении меры пресечения должно быть объявлено также поручителям, родителям, опекунам, попечителям или должностным лицам специализированного детского учреждения, под присмотр которых был передан несовершеннолетний, а также командованию воинской части. Копия этого процессуального акта без промедления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.
При отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей копия постановления, определения или приговора срочно направляется администрации места содержания под стражей и подлежит немедленному исполнению по ее поступлении.
Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в судебном разбирательстве дела либо если его жалоба рассматривается в суде и при этом принимается решение об отмене указанной меры пресечения либо ее изменении на более мягкую, это лицо освобождается из-под стражи судом (судьей) немедленно в зале судебного заседания.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником следственного изолятора или изолятора временного содержания при получении определения суда или постановления судьи. Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей уведомить письменно об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, судью (суд). Если по истечении срока задержания или заключения под стражу не поступило постановление (определение) об освобождении или продлении срока, начальник освобождает лицо из-под стражи своим постановлением.
В случае, когда постановление судьи о продлении срока содержания под стражей поступило до фактического освобождения подозреваемою или обвиняемого, начальник места содержания под стражей отменяет свое постановление, о чем ставит в известность судью, а также прокурора, следователя и дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.