§ 2. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения |
§ 2. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы. Уголовно-процессуальное задержание применяется в отношении подозреваемого. Подозреваемым признается лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело; 2) которое задержано по подозрению в совершении преступления; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.
Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренном в законе. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.
Задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к совершению преступления, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Оно может быть применено только по возбужденному уголовному делу. Если в орган дознания доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться сразу же вслед за вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. При этом задержание не может быть использовано как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

Задержать лицо в качестве подозреваемого по уголовному делу можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:
1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Закон наделяет орган дознания, следователя, прокурора правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо: 1) пыталось скрыться; 2) не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность. Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).
Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и протоколе о задержании. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое преступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничтожить следы преступления или иные доказательства.
В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору в срок не более 3 часов с момента фактического задержания должен быть составлен протокол задержания. Моментом фактического задержания считается момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Протокол задержания составляется с соблюдением установленных в законе правил. В нем обязательно указываются: 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты; 2) должность, фамилия лица, сосгавившего протокол; 3) дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; 4) фамилия, имя, отчество и должность лица, задержавшего подозреваемого; 5) результаты личного обыска; 6) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые. Ему одновременно разъясняются его права, о чем делается соответствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.
В течение 12 часов с момента фактического задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны в письменной форме сообщить об этом надзирающему прокурору.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента: вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено; 2) фактического задержания. Допрос производится в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189, 190 УПК.
Допрос подозреваемого производится с участием защитника, который допускается к участию в производстве по делу с момента фактического задержания, а в других случаях — с момента начала осуществления иных действий или мер процессуального принуждения, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Участие защитника при допросе подозреваемого обязательно в случаях, предусмотренных п. 1-5 ст. 51 УПК.
Личный обыск подозреваемого производится в целях обнаружения, изъятия, осмотра, исследования и приобщения к делу предметов и документов, которые могут стать доказательствами его виновности в совершении преступления. Для проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специального постановления и судебного решения на его производство.
Личный обыск задержанного подозреваемого производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых или специалистов того же пола, если они участвуют в данном процессуальном действии.
При процессуальном задержании и производстве личного обыска подозреваемого во всяком случае изымаются предметы и ценности, запрещенные к обороту (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики, яды и т. п.). При производстве личного обыска подозреваемого может присутствовать защитник, который вправе знакомиться с протоколом обыска, заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, производившего обыск. Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению прокурора, следователя и дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для применения к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК); 4) по истечении 48 часов с момента его задержания в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 5) судья не отложил окончательное принятие решения по ходатайству стороны на срок до 72 часов для представления ею Дополнительных доказательств обоснованности задержания.
Закон наделяет исключительным правом начальника места содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступит к указанному должностному лицу.
Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи, а при их отсутствии — других родственников.
О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомляется командование воинской части. В случаях, когда подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в указанный выше срок через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.
О месте или о перемене места нахождения подозреваемого должен быть уведомлен его защитник. В случаях, когда в интересах предварительного расследования необходимо сохранить тайну задержания или место его содержания, то с санкции прокурора уведомление может не производиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.