§ 1. Понятие, цель и основа процесса доказывания

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие, цель и основа процесса доказывания |
§ 1. Понятие, цель и основа процесса доказывания

Процесс доказывания — осуществляемая в предусмотренном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления истины по уголовным делам, представляющая собой частный случай применения теории познания.
Назначение уголовного судопроизводства, связанное с защитой прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защитой личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, уголовным преследованием и назначением виновным справедливого наказания, отказом от уголовного преследования невиновных, реабилитацией каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 УПК), может быть успешно реализовано только при условии установления истины по уголовным делам.
Доказыванию, как одной из разновидностей процесса познания, присущи особенности, отличающие его от иных видов познавательной деятельности. Они обусловлены прежде всего целью доказывания Специфичен и объект, на познание которого направлено доказывание в уголовном процессе. Он представляет собой всегда событие прошлого — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Исходя из особенностей целей и объекта познания по уголовным делам, закон определяет: назначение судопроизводства в целом (ст. 6 УПК); обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу (ст. 73 УПК); средства доказывания и требования, которым они должны отвечать (ст. 74 УПК); субъекты доказывания и их правовое положение (ст. 29-55 УПК); правовые формы, в которых реализуется доказывание (ст. 85-90 УПК); пространственно-временные рамки доказывания (ст. 2-4, 128-129, 162, 233 УПК).
От правильности построения процесса доказывания прямо зависит, выполнит ли уголовное судопроизводство предназначение, которое на него возлагает законодатель (ст 6 УПК). О роли и значении доказывания в судопроизводстве свидетельствует и судебная практика, согласно которой пробелы и недостатки в доказывании являются одним из наиболее распространенных оснований отмены вышестоящими судами приговоров с направлениями дел на новое рассмотрение, а также их прекращения1.
Совокупность норм уголовно-процессуального закона, регулирующих цели, предмет, пределы, средства, порядок доказывания по уголовным делам, обязанности и права субъектов, его осуществляющих и в нем участвующих, именуют доказательственным правом. Процесс доказывания и нормы закона, его регулирующие, изучает теория доказательств, являющаяся частью науки уголовного процесса.
Основа процесса доказывания — чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание в процессе доказывания. Свойства, стороны, связи обстоятельств и фактов, образующих преступление, отражаются в действительности. Доступные для органов чувств, они могут быть отчасти восприняты непосредственно следователем и судьями, что имеет место, например, при производстве осмотра. Однако в большинстве случаев их восприятие осуществляется другими людьми, которые становятся свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.
Чувственное познание находит выражение в таких формах, как ощущение, восприятие и представление. Они формируются в сознании следователя и судей, когда эти лица, собирая доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК), производят, например, осмотр предметов, служивших орудиями совершения преступления, и непосредственно (своими органами чувств) воспринимают их свойства и состояния, относимые к делу, и на основе полученных чувственных данных создают образы этих предметов. При этом схема получения знания выглядит следующим образом: событие преступления — факт (обстоятельство), являющийся его составной частью и продолжающий существовать на момент производства следственного или судебного действия, -восприятие его следователем, судьей — формирование в их сознании мысленных образов, представлений о данном факте (обстоятельстве).
Представления, образы обстоятельств и фактов могут формироваться в сознании следователей и судей не только на основе их непосредственного чувственного восприятия, но и опосредствованным путем. Если область непосредственного чувственного познания в уголовном процессе незначительна, то область опосредствованного чувственного познания охватывает значительную его часть.
Опосредствованное чувственное познание имеет место при проведении таких следственных и судебных действий по собиранию доказательств, как допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, истребование документов. Например, следователь (судья), воспринимая в ходе допроса сведения о фактах, имеющих значение для дела, на их основе воссоздает в своем сознании образы и представления о них. При этом схема процесса формирования знания будет выглядеть так: событие преступления (факт, являющийся его составной частью и существующий на момент восприятия) — чувственное восприятие лицом данного факта — формирование в сознании этого лица мысленного представления о воспринятом факте -сообщение в ходе допроса следователю или судье лицом, вызванным в качестве свидетеля, сведений о данном факте, хранящихся в его сознании, -чувственное восприятие этих сведений следователем или судьей — формирование в сознании следователя, судьи на основе этих сведений мысленных представлений (образов) о факте, бывшем предметом непосредственного восприятия свидетеля. И в такой ситуации основой опосредствованного чувственного познания следователя и судей является непосредственное чувственное восприятие лицом фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В ходе собирания доказательств — производства следственных и судебных действий — следователь и судьи получают возможность для непосредственного и опосредствованного чувственного познания обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, и создания на этой основе в своем сознании образов и представлений о них. Чувственное непосредственное и опосредствованное познание частично имеет место и при проверке доказательств, когда качество уже полученных доказательств устанавливается путем собирания новых доказательств, связанных с проверяемыми через отображаемые факты (ст. 87 УПК).
Чувственное познание, имеющее место при собирании и проверке доказательств, способно верно отразить действительность, но лишь частично. Его непосредственная связь с объективной действительностью не позволяет отделить знание общего от единичного, объективного от субъективного. Оно не дает знаний о сущности фактов, связей, отношений и процессов, скрытых за поверхностью явлений, доступных чувственному восприятию. Посредством только чувственного познания в явлениях и предметах невозможно выявить и исследовать необходимые связи и отношения, отделить их от случайных. Разумеется, оно не игнорирует эти связи, однако отражает только те из них, которые являются лишь формами проявления скрывающихся за ними существенных связей и отношений. Причем эти внешние формы, связи, отношения могут в определенной мере правильно отражать лежащие за ними существенные, необходимые, но могут и затемнять, и даже искажать их. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для установления истины по уголовным делам, а следовательно, и решения задач уголовного судопроизводства.
Рациональное (логическое) познание в процессе доказывания. Установление общественно-правовой сущности преступления, т. е. достижение истины по уголовному делу, недоступное для чувственного познания, осуществляется с помощью рациональной формы познания на логическом уровне. Данному уровню познания в доказывании соответствует то, что в уголовном процессе подразумевают под оценкой (ст. 88 УПК) и частично проверкой доказательств. Но лишь посредством рационального познания субъект доказывания получает возможность воссоздать в мышлении не одностороннюю, не фрагментарную, не застывшую картину преступления, а его целостную картину в развитии, во всей полноте общественно-правовой сущности.
Переход в процессе доказывания от чувств к разуму, от чувственного уровня познания к логическому носит диалектический характер. В ходе доказывания этот переход происходит именно на этапе проверки доказательств, хотя взаимодействие чувственного и рационального познания, но в иных формах и соотношениях, имеет место и на предыдущих, и на последующих этапах доказывания.
Исходя из учета возможности на логическом уровне познания проникать в сущность связей, отношений, явлений и фактов, вполне последовательно будет относить цель установления истины по уголовному делу именно на заключительный этап доказывания — оценку всей совокупности собранных и проверенных доказательств (ч. 1 ст. 88 УПК).