Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов |
Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Применяя правила ч. 1-3 ст. 194 АПК, нужно учитывать ряд обстоятельств:
а) дела, по которым оспариваются нормативные правовые акты, рассматриваются:
— не позднее двух календарных месяцев со дня, когда заявление об этом поступило в арбитражный суд. В срок включается и время на подготовку дела к судебному разбирательству (см. коммент. к ст. 133-137 АПК);
— после извещения заявителя, заинтересованных лиц, органа, принявшего оспариваемый акт. Извещение осуществляется по правилам ст. 121-124 АПК (см. коммент.);
б) по общему правилу неявка упомянутых лиц не препятствует рассмотрению дела. Однако суд вправе признать их явку обязательной (о чем выносится определение);
в) если явка представителей госоргана, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый акт, по определению арбитражного суда обязательна, он может подвергнуть виновных штрафу (в соответствии со ст. 119, 120 АПК, см. коммент.), о чем также выносится определение. Кроме того, эти лица могут быть вызваны в арбитражный суд для дачи объяснений.

2. В ходе судебного заседания арбитражный суд:
а) проверяет оспариваемый акт (оспариваемое положение акта) на предмет соответствия закону, иному правовому акту (например, указу Президента РФ), имеющему большую юридическую силу. При этом он не связан доводами заявителя, а проверяет оспариваемое положение в полном объеме;
б) проверяет положение органа (лица), принявшего оспариваемый акт (например, путем анализа закона, иного правового акта, которым установлены функции, права, обязанности этого органа, лица).
Важно, что бремя доказывания соответствия акта закону, иным актам, перечисленным в ст. 194 АПК, ложится не на заявителя (в отличие от обычного истца, см. об этом коммент. к ст. 65 АПК), а на орган, лицо, принявшее оспариваемый акт.
3. Анализ правил ч. 7 и 8 ст. 194 АПК показывает, что:
а) арбитражный суд должен прекратить производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, по которому было проверено — по тем же основаниям — соответствие оспариваемого акта закону, иному нормативному правовому акту. Об этом арбитражный суд выносит определение (см. коммент. к ст. 150, 151 АПК). ВАС РФ разъяснил, что если суд принял решение о признании оспариваемого правового акта не действующим полностью, заявление лиц, не участвующих в деле, о признании этого же акта недействующим не может быть удовлетворено. В этом случае производство по делу подлежит прекращению (п. 17 Письма N 80);
б) отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд, от требования, изложенного в заявлении, не мешает арбитражному суду рассмотреть дело по существу (в отличие от ситуации, когда истец отказывается от иска, ст. 150 АПК). По результатам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решение (ст. 15 АПК).