Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим |
Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Применяя правила ч. 1 ст. 192 АПК, нужно учесть, что с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в арбитражный суд могут обратиться:
а) граждане. Речь, прежде всего, идет об индивидуальных предпринимателях. Практически трудно себе представить, когда гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может оспорить в арбитражном суде нормативный правовой акт, признающий его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Создана явно искусственная конструкция (учитывая правила ст. 27 и 192 АПК), требующая определения позиции ВАС РФ и ВС РФ по данному вопросу;
б) организации. Речь идет о любых коммерческих и некоммерческих организациях, включая и международные;
в) иные лица. К их числу относятся организации, не обладающие статусом ЮЛ (это допускается, например, ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3, 23 Закона об объединениях); иностранные граждане, лица без гражданства; Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (ст. 123-125 ГК, ст. 27 АПК);

г) прокурор, госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, но только в случаях, указанных в ч. 2 ст. 190 АПК (см. также коммент. к ст. 45, 52, 53 АПК).
2. Анализ ст. 192 АПК позволяет также сделать ряд выводов:
а) нормативный правовой акт, который оспаривается:
— может быть принят госорганом (например, министерством, иным федеральным органом исполнительной власти), органом местного самоуправления (например, администрацией района), иным органом (ПФР, ФСС и т.п.), должностным лицом. В практике возник вопрос: учитывая, что понятие «должностное лицо» по-разному определяется в ст. 285 УК и в ст. 2.4 КоАП, какой нормой необходимо руководствоваться арбитражному суду? Поскольку речь идет об административных правоотношениях, впредь до определения своей позиции ВАС РФ необходимо исходить из норм ст. 2.4 КоАП (см. ее анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);
— по мнению заявителя не соответствует закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ), и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
— незаконно возлагает на лиц, указанных в ст. 192, какие-либо обязанности (например, обязанности по уплате налогов и сборов, не предусмотренных НК) или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской, другой экономической деятельности (например, требует пройти особую регистрацию как субъект предпринимательской деятельности, создают препятствия, указанные в Федеральном законе от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
б) по общему правилу (если только федеральным законом не установлено иное), обращение заинтересованного лица в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд. В практике возник вопрос: не противоречат ли правила ч. 3 ст. 192 АПК правилам ч. 1 ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод)? Безусловно, противоречие — налицо (дело в том, что ст. 46 Конституции РФ не ставит никаких условий для обращения в суд за защитой своих прав) и его нужно устранить.
В арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим могут обращаться и некоммерческие организации (которые в соответствии с ст. 50 ГК и своими учредительными документами занимаются предпринимательской деятельностью). В связи с этим суд надлежит проверить, указано ли в заявлении такой организации на нарушение оспариваемым актом ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (которой она вправе заниматься), а также другие сведения указанные в ст. 193 АПК (п. 16 Письма N 80).
КС (в определении от 12.07.06 N 182-о) разъяснил, что положения ст. 192 АПК предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный акт решением принявшего его органа, должностного лица либо в случае, когда срок действия этого акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым актом прав и свобод заявителя.
См. также ст. 192 Письма от 25.05.04; п. 1 Письма N 80 и коммент. к ст. 193 АПК.