Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов |
Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Правила ст. 191 АПК посвящены делам об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. об этих понятиях коммент. к ст. 27-29 АПК).
Иные дела об оспаривании нормативных актов рассматриваются арбитражным судом только в случаях, если это прямо предусмотрено в федеральном законе (например, в ст. 138 НК предусмотрено обжалование арбитражным судом нормативных актов налоговых органов (см. об этом в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005).
2. Применяя правила ст. 191 АПК, следует также учесть, что дела данной категории рассматриваются арбитражными судами:
а) по общим правилам искового производства. Это, в частности, означает, что необходимо руководствоваться правилами:
— ст. 133-137 АПК (о подготовке к судебному заседанию);
— ст. 143-151 АПК (об оставлении заявления без рассмотрения, приостановлении производства по делу, прекращении производства);

— ст. 152-166 АПК (о судебном разбирательстве) и др.
См. коммент к этим нормам;
б) с обязательным учетом особенностей, указанных в ст. 191-196 АПК. При расхождении между общими и особенными правилами приоритет имеют последние. См. также коммент. к ст. 190-196 АПК;
в) по заявлению (оно должно соответствовать нормам ст. 193 АПК) о признании нормативного правового акта недействующим, поступившему от заинтересованного лица (а не истца). О том, кто относится к числу заинтересованных лиц, см. коммент. к ст. 192 АПК.
3. ВАС РФ разъяснил (в п. 1 Письма N 80), что, применяя ст. 191 АПК, судам необходимо выяснять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов. Если при принятии заявления судья установит, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать такое заявление, последнее может быть возвращено применительно к основанию, предусмотренному п. 1 ч. ст. 129 АПК. Если это обстоятельство будет установлено в судебном заседании, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК. См о примерах федеральных законов, которые предусматривают оспорить нормативный правовой акт в арбитражном суде п. 5-14 Письма N 80. С другой стороны, не предусматривают возможности такого оспаривания Земельный кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Закон о лицензировании и ряд других законов (п. 15 Письма N 80). См. также Вестник ВАС. N 2. 2007.