Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам |
Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам

1. Применяя правила ч. 1 ст. 34 АПК, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
а) дела, подведомственные арбитражному суду, упомянутые в данной статье, определяются по правилам ст. 27-33 АПК (см. коммент. к ним);
б) указанные дела в первой инстанции рассматривают:
— арбитражные суды субъектов Федерации. Это основное звено арбитражных судов, они рассматривают в первой и апелляционной инстанции наибольшую часть всех споров, подведомственных арбитражным судам (см. коммент. к ст. 1, 17 АПК);
— ВАС РФ. Этот орган рассматривает лишь дела, специально отнесенные законом к его подсудности (см. ниже). Что же касается федеральных арбитражных судов округов, то они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности уже принятых в первой и апелляционной инстанциях решений арбитражных судов субъектов Федерации; они также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 24, 25 Закона об арбитражных судах).
2. Предприниматели (граждане и ЮЛ), на которых рассчитан настоящий Комментарий, должны учесть, что ВАС РФ рассматривает лишь:

а) экономические споры между Российской Федерацией и одним или несколькими ее субъектами, между субъектами Федерации.
При этом в соответствии со ст. 124, 125 ГК к гражданско-правовым отношениям с участием Российской Федерации и ее субъектов применяются нормы, определяющие в этих отношениях участие ЮЛ (если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов и т.п.); Российская Федерация и ее субъекты обычно выступают в правоотношениях через соответствующие госорганы либо через лиц, специально на это уполномоченных;
б) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания Российской Федерации;
в) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы заявителя (но только в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности).
При этом нужно учесть, что Верховный Суд РФ разъяснил (в постановлении от 25.05.2000 N 19 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»), что:
— под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом;
— под правовым актом индивидуального характера (ненормативным актом) понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Указанные акты признаются недействительными постольку, поскольку ВАС РФ, установит их несоответствие закону либо то, что они нарушают права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.
К ненормативным актам Президента РФ относятся, например, распоряжения, указы (по кадровым вопросам, о награждении конкретного лица и т.п.). Ненормативные акты Правительства РФ чаще всего выступают в форме распоряжений. Акты палат парламента ненормативного характера могут называться как постановлениями, так и рекомендациями, распоряжениями, заявлениями и т.п. См. подробнее об оспаривании нормативных актов коммент. к ст. 191-196 АПК; ненормативных актов — коммент. к ст. 197, 201 АПК.