Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений |
Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1. Особенности правил ст. 29 АПК состоят в том, что:
а) они посвящены подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из:
— административных правоотношений. В отличие от гражданских правоотношений (участники которых равноправны, действуют в своем интересе и на основе автономии воли) административные характерны тем, что их участники неравноправны, одни из них подчиняются другим, т.е. им присущи отношения подчинения;
— иных публичных правоотношений (например, бюджетных, финансовых, налоговых). См об этом коммент. к ст. 212-216 АПК.
б) упомянутые выше дела рассматриваются арбитражным судом в порядке административного судопроизводства (иначе говоря, наряду с нормами АПК суд должен руководствоваться и нормами КоАП, НК, других федеральных законов, регулирующих административные и иные публичные правоотношения);
в) и экономические споры, и иные дела, упомянутые в ст. 29 АПК, связаны с предпринимательской (иной экономической) деятельностью граждан и организаций.
2. Для правильного применения норм ст. 29 АПК нужно также учесть, что:

а) в ст. 29 АПК неисчерпывающим образом перечислены дела, возникающие из административных, иных публичных правоотношений, поэтому могут иметь место и другие дела, при условии, что федеральный закон прямо относит их к компетенции арбитражного суда;
б) арбитражный суд рассматривает дела, перечисленные в п. 1-5 ст. 29, с учетом особенностей, указанных в нормах раздела III АПК (см. коммент. к ст. 189-216 АПК).
ВАС РФ разъяснил порядок применения ст. 29 АПК в п. 3 Пост. от 09.12.02. О позиции ВС РФ см. п. 7 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.05.08). О практике КС, связанной с ст. 29 АПК см его определения от 20.11.03 N 449-О и от 04.12.03 N 418-О. См. также Письма N 98 и N 99. Кроме того, в постановлении от 17.05.07 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» Пленум ВАС разъяснил, что в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам и сборам. Однако недоимки по страховым взносам в ПФР — может быть взыскана с бюджетных учреждений во внесудебном порядке. Положения ст. 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ не устанавливают обязательный судебный порядок взыскания таких недоимок и не могут также расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности рассмотрение которых в соответствии с гл. 23 КоАП осуществляется административными органами. См. также Вестник ВАС. 2007. N 2. О практике КС, связанной с ст. 29 АПК см. его определения от 03.04.07 N 363-О-О; от 20.10.05 N 442-О; от 20.11.03 N 449-О; от 04.12.03 N 418-О.