Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах |
Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

1. Пункт «о» ст. 71 Конституции РФ относит арбитражно-процессуальное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации. Это касается:
а) законодательства об арбитражном судопроизводстве (т.е. о системе, полномочиях, порядке формирования арбитражных судов в Российской Федерации и т.п.);
б) законодательства об исполнении решений и иных актов арбитражного суда (см. коммент. к ст. 318-332 АПК).
Субъекты РФ, а также муниципальные образования не могут принимать нормативные правовые акты о судопроизводстве в арбитражном суде. Сказанное относится и к вновь созданным семи федеральным округам.
2. Анализ правил ч. 2 ст. 3 АПК позволяет сделать ряд выводов:
а) Конституция РФ определяет порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации в нормах:
— ст. 8 — в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
— ст. 10 — органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

— ст. 11 — государственную власть в Российской Федерации осуществляют также и суды (в т.ч. арбитражные);
— ст. 15 — Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, в т.ч. и в области арбитражного судопроизводства, не должны противоречить Конституции РФ;
— ст. 19 — все равны перед законом и судом;
— ст. 32 — граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия;
— ст. 46 — каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия (бездействие) госорганов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде;
— ст. 47 — никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом;
— ст. 50 — при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федеральных законов;
— ст. 118 — правосудие осуществляется в Российской Федерации только судом;
— ст. 119-122 — судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только закону;
— ст. 123 — открытость разбирательства дел в суде, осуществление судопроизводства на основе состязательности, равноправия сторон;
б) Закон об арбитражных судах, упомянутый в ч. 2 ст. 3 АПК, принят 28.04.95 и действует с 01.07.95. Этот закон определяет систему арбитражных судов Российской Федерации и основные задачи и принципы их деятельности (ст. 4-6);
в) в Законе о судебной системе установлены общие принципы, структура, полномочия и иные вопросы деятельности арбитражных судов;
г) в соответствии с Конституцией РФ и упомянутыми федеральными конституционными законами принят ряд федеральных законов, регулирующих судопроизводство в арбитражном суде. К их числу относятся:
— Закон об исполнительном производстве, Закон о судебных приставах, которые регулируют вопросы исполнения решений арбитражных судов;
— Закон об арбитражных заседателях и иные федеральные законы.
Безусловно, важнейшее значение имеют нормы самого АПК.
3. Правила ч. 3 ст. 3 АПК детализируют (применительно к судопроизводству в арбитражных судах) положения п. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора (см. также коммент. к ст. 14, 254 АПК). Понятие «международные договоры Российской Федерации» охватывает и договоры СССР, которые признаны для Российской Федерации действующими (как для правопреемницы Союза ССР).
4. Часть 4 ст. 3 АПК содержит положение о действии нормативных правовых актов во времени. Необходимо руководствоваться законом, который действует в момент:
— разрешения спора и рассмотрения дела (см. коммент. к ст. 125-216 АПК);
— совершения отдельных процессуальных действий (например, при принятии искового заявления, см. коммент. к ст. 127 АПК);
— исполнения решения суда (см. коммент. к ст. 318-332 АПК).
Так, если дело было возбуждено до принятия нового закона, а рассматривается после его вступления в силу, то необходимо руководствоваться именно этим законом (если иное не оговорено в нем самом).
Необходимо иметь в виду, что федеральный закон вступает в силу по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования в Собрании законодательства РФ, «Российской газете» или «Парламентской газете» (в зависимости от того, в каком из этих изданий закон впервые будет опубликован), если иные сроки не предусмотрены в самом законе или в специальном акте, посвященном введению в действие этого закона.
5. Для правильного применения ст. 3 необходимо учитывать положения Закона N 96:
а) ст. 1 о том, что АПК введен в действие с 01.09.2002, за исключением положений, для которых в нормах Закона установлены иные сроки и порядок введения в действие;
б) ст. 3 о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с АПК. Впредь до этого они применяются лишь в части, не противоречащей АПК;
в) ст. 4 о том, что дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и не рассмотренные до 01.09.2002, после этой даты подлежат рассмотрению в соответствие с АПК.
Суды должны учитывать письмо ВАС РФ от 25.05.04 N с1-7/уп-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами, в соответствии содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами», а также письмо N 99.
См. также коммент. к ст. 185, 292-296 АПК.