Глава VIII ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава VIII ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ |
Глава VIII ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей играют органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 121 СК РФ).
Одной из задач органов опеки и попечительства является защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения (п. 1 ст. 121 СК РФ).
Причины, по которым дети лишаются попечения со стороны своих родителей, могут быть самыми разнообразными, обусловленными различными, часто непредвиденными обстоятельствами. Поэтому в законе нельзя предусмотреть исчерпывающий перечень таких причин. В п. 1 ст. 121 СК РФ названы лишь основные, наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей. К ним относятся смерть родителей, лишение родителей родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ к функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
— выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
— учет детей, оставшихся без родительского попечения;
— выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона (ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ). Другие юридические и физические лица могут лишь содействовать органам опеки и попечительства в осуществлении возложенных на них функций по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
В ч. 1 п. 2 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан, которым стало известно о случаях утраты детьми родительского попечения, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Получив сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка, его результаты отразить в акте обследования. При установлении факта отсутствия попечения ребенка родителями или другими родственниками орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Данные о детях, оставшихся без родительского попечения, заносятся в журнал первичного учета и принимаются меры к устройству детей. Действующее семейное законодательство (ст. 123 СК РФ) закрепляет четыре реально существующие формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и предусматривает возможность использования иных форм, обеспечивающих интересы детей.
К существующим формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
— усыновление (удочерение);
— передача под опеку или попечительство;
— передача на воспитание в приемную семью;
— устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача ребенка на воспитание в семью. В целях максимального обеспечения использования данной формы в законе закреплена обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщить в органы опеки и попечительства сведения о возможности передачи ребенка на воспитание в семью в течение семи дней со дня, когда им стали известны такие сведения (п. 2 ст. 122 СК РФ).
Если ребенок в течение месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства или нахождения не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы и передает ее копию в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для постановки ребенка на региональный учет в целях последующего устройства его на воспитание в семью граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. В тех случаях, когда органу исполнительной власти субъекта РФ не удалось устроить ребенка на воспитание в семью, сведения о нем передаются в Министерство образования Российской Федерации для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК РФ, п. 4 Положения о порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 9191).
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Например, на практике встречаются случаи создания мини-детских домов по примеру действующих ранее детских домов семейного типа.
При выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ). Учитываются также и другие интересы ребенка, например, при передачи детей на усыновление и на воспитание в приемную семью, как правило, не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.