§ 4. Федеральные законы о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже: принципиальные совпадения и принципиальные различия

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Федеральные законы о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже: принципиальные совпадения и принципиальные различия |
§ 4. Федеральные законы о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже: принципиальные совпадения и принципиальные различия

Положения Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» заполнили правовой вакуум, препятствовавший созданию и деятельности «внутренних» третейских судов для рассмотрения споров между организациями и физическими лицами (гражданами).
Нормы, регулирующие «внутреннее» третейское разбирательство, приведены в большее соответствие с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», а значит, и с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже». А именно:
— расширен перечень способов заключения третейского соглашения в письменной форме (ст. 7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»);
— сближены правила осуществления (арбитражного) разбирательства (разд. V Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»; разд. V «Третейское разбирательство» Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»);
— введен институт отмены решений всех действующих на территории Российской Федерации третейских судов (международных коммерческих арбитражей) государственными судами (ст. 40 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»*(307); ст. 34 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»; гл. 30 АПК РФ);

— сближены основания и процессуальные правила отмены и отказа в принудительном исполнении решений третейского суда (международного коммерческого арбитража);
— получила развитие функция содействия государственных судов третейскому разбирательству — к компетенции арбитражных судов отнесено принятие обеспечительных мер в отношении заявленных в третейском суде и в международном коммерческом арбитраже требований (гл. 8 АПК РФ).
В то же время Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» имеет следующие особенности:
— отсутствие норм о том, какой орган осуществляет назначение, отвод, замену третейского судьи в случае отказа стороны или согласованного сторонами органа произвести такие действия;
— регламентация так называемого порядка образования и деятельности третейского суда.
В ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» регламентируется порядок образования и деятельности 2 видов третейских судов:
— постоянно действующих третейских судов;
— третейских судов для разрешения конкретного спора.
Под «образованием постоянно действующего третейского суда» закон понимает не создание, и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством*(308). Именно такой подход был законодательно закреплен в ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которой:
1) постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;
2) такая организация должна являться юридическим лицом;
3) постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
— приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
— утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
— утвердила список третейских судей.
Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер.*(309)
Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда также не влияет.
Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды также не влияют на дату образования постоянно действующего третейского суда.
«Образование» третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.
К иным, отличающимся своеобразием, новеллам Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» относятся положения:
— об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3);
— о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п. 3 ст. 5);
— об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст. 8);
— о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст. 8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».