2. Вторая стадия

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. Вторая стадия |
2. Вторая стадия

После возбуждения надзорного производства заявление или представление переходит во вторую стадию надзорного производства. Оно направляется в судебный состав, который коллегиально в заседании без извещения участвующих в деле лиц рассматривает обращение.
Кодекс устанавливает определенные сроки для совершения процессуальных действий:
— если дело не истребовалось (ввиду отсутствия к тому оснований) — в пределах 1 месяца, включая время нахождения обращения в Высшем Арбитражном Суде РФ;
— в случае истребования дела — месячный срок, который исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ.
Ранее в законе срок рассмотрения соответствующего заявления не был определен. Он регулировался внутренними актами ВАС РФ.
Общий принцип формирования состава судей, установленный АПК РФ, соблюдается и в процессе надзорного пересмотра. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК РФ, с учетом очередности. При этом в тех же целях широко внедряются новейшие научно-технические возможности.

Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела, если оно не было истребовано ранее, на первой стадии. По результатам изучения дела принимается соответствующее решение.
Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ, выносится определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В 5-дневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
В соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон лица, участвующие в деле, наделены правом на представление отзыва с возражениями против пересмотра судебного акта в порядке надзора. При этом к отзыву прилагаются документы, подтверждающие возражения. Эти документы направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и другим лицам, участвующим в деле. Одновременно лицо, представившее отзыв, должно документально подтвердить направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле (путем приложения почтового уведомления о вручении).
АПК РФ регламентирует и порядок направления отзыва другим участникам процесса (заказным письмом с уведомлением о вручении). Лицо, направляющее отзыв другим лицам, должно предусмотреть время направления с таким расчетом, чтобы адресат имел возможность ознакомиться с отзывом до начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом должно быть принято во внимание, что после принятия к производству обращение рассматривается судебным составом в пределах месячного срока (п. 1 ст. 299 АПК РФ), и в Президиуме — в срок не более 3 месяцев.
Отзыв, как и заявление, подписывается лицом, обладающим на это правом, или представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
АПК РФ содержит новое для российского процессуального законодательства положение, дающее право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационном порядке при наличии к тому необходимых условий.
Если дело уже рассматривалось в кассационной инстанции, направление его в эту инстанцию исключается.
Независимо от того, проверялось или не проверялось дело в кассационном порядке, но если состав судей находит основания, содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, он направляет дело в Президиум ВАС РФ со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.
В том случае, когда суд находит иные основания для кассационного пересмотра, он может направить дело в кассационную инстанцию. Данное положение имеет целью исправление ошибок суда первой и апелляционной инстанций не в надзорном, а в кассационном порядке. Речь идет об ошибках, касающихся применения норм материального права или норм процессуального права. При этом состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ не устанавливает заранее, какое решение будет принято судом кассационной инстанции, а лишь направляет дело для проверки правильности применения норм права.
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, признав наличие оснований для направления дела в кассационную инстанцию, могут принять отдельное определение или указать об этом в определении об отсутствии оснований для надзорного пересмотра.
Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам.
Состав судей принимает отдельное мотивированное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст. 304 АПК РФ. Данное определение принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном порядке, но при условии, что нет оснований и для направления дела в кассационную инстанцию.
Копия определения об отсутствии оснований для пересмотра дела в надзорном порядке направляется незамедлительно в день его принятия или на следующий день только лицу, которое обращалось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. Представляется, что данная информация не является закрытой и для других лиц, участвовавших в деле, и они могут ее получить по соответствующему запросу. В настоящее время с судебным актом можно ознакомиться на сайте ВАС РФ.
Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК РФ. Речь идет о повторном обращении в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства Высшего Арбитражного Суда РФ. При ссылке на приводившиеся ранее основания вторичное обращение исключается.
Возможность приостановления исполнения судебного акта в стадии надзорного производства была в АПК РФ 1995 г. и сохранена в АПК РФ 2002 г. Однако в этот институт внесены существенные изменения.
Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным.
Новым в АПК РФ 2002 г. является правило о встречном обеспечении. Оно стало еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.
Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении. Он включен в АПК РФ. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.
Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска в других судебных инстанциях, не предусмотрены.
В АПК РФ установлено, что ходатайство о приостановлении суд рассматривает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих правил, касающихся содержания определения (ст. 185), следует сделать вывод, что суд может как удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, так и отклонить его. Обжалование указанного определения АПК РФ не предусмотрено (ч. 2 ст. 188).
Копия определения направляется участвующим в деле лицам в 5-дневный срок со дня его вынесения, как этого требует АПК РФ (ч. 2 ст. 186).
Еще одним новым положением, установленным АПК РФ, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.
Поскольку цель приостановления связывается с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление: с принятием определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ или с отказом самим Президиумом ВАС РФ удовлетворить заявление или представление.
Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или постановления направляется участвующим в деле лицам.
По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, принимает определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные нарушения, которые, как полагает состав суда, являются основанием для пересмотра дела в порядке надзора. Ибо не всякое нарушение может служить веской причиной для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, а только то, которое привело к существенным нарушениям, требующим вмешательства Президиума ВАС РФ.
Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304 АПК РФ, равно как и оставить их без внимания, суд не может.
Состав судей в определении должен также указать, какое решение, по их мнению, должно быть принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен (п. 1 ст. 305 АПК РФ).
В определении должны содержаться другие реквизиты:
— дата судебного заседания;
— состав судей, участвовавших в рассмотрении заявления или представления;
— сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;
— данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;
— сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу, каким судом приняты указанные судебные акты;
— основное содержание спора, т.е. его предмет.
При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК РФ, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда использовались другие возможности для пересмотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установленного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по существу судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и, наконец, законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией.
В выносимом судом определении должны быть приведены мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судебного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в ст. 304 АПК РФ.
Как указано выше, если усматриваются данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или в отдельном определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование такого решения. Мотивы направления дела для проверки в кассационном порядке оцениваются кассационной инстанцией.
Остальные реквизиты — те же, что должны содержаться в определении при передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 300 АПК РФ).