3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

| Правовой портал "Правопорядок" | 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении |
3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Задачами арбитражных судов при производстве по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству (ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, ст. 127, 133, 137 АПК РФ).
На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:
— относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ);
— имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей;
— правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);
— достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
— имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст. 24.4, 25.13 КоАП РФ.
Кроме того, судья арбитражного суда:
1) назначает время и место рассмотрения дела;
2) определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание. В деле об административном правонарушении участвуют следующие лица (гл. 25 КоАП РФ):
— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
— административный орган, составивший протокол;
— потерпевший, которым может являться физическое или юридическое лицо;
— представитель физического или юридического лица;
— защитник (адвокат или иное лицо);
— свидетель;
— понятой;
— эксперт;
— специалист;
— переводчик;
— прокурор;
3) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ;
4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Предмет доказывания определен в ст. 26.1 КоАП РФ и является обязательным по всем делам об административных правонарушениях. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.
Общим положениям о доказательствах и их видам посвящены ст. 26.2-26.11 КоАП РФ. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 КоАП РФ и очень детально регламентирован. Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.