§ 1. Организационно-правовая система управления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Организационно-правовая система управления |
§ 1. Организационно-правовая система управления

Неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов.
Бюджетная политика — ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников до-ходов и правом определять направления их использования и расходования. Бюджет должен быть реальным и выполнимым, в нем на основе точной оценки возможностей экономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальной политики.

31 июля 1998 т. принят Бюджетный кодекс РФ*, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823; 1999. №28. Ст. 3492.
Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. Составление проектов бюджета — исключительная прерогатива Правительства, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Ми-нистерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год производится законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Органы федерального казначейства (главное управление и территориальные органы) являются кассирами всех распоряжений и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджета исключительно через казначейскую систему призвано устранить существовавшую порочную практику нецелевого использования бюджетных средств.
Осуществляя исполнение федерального бюджета, федеральное казначейство является своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать в государственную казну, и после их распределения на основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год и корректировок, вносимых Правительством, доводятся до адресатов.
Министерства и ведомства отдают свои распоряжения по передаче сумм на то или другое мероприятие, но непосредственно не участвуют в движении денежных потоков.
По централизованной системе казначейства средства должны доводиться до самого нижнего уровня. Например, каким образом заработная плата работникам некоей бюджетной организации дойдет по назначению и не будет задержана администрацией любого уровня, желающей получать с этих денег некоторый процент, подержав их в коммерческом банке? Наличие отделения казначейства в данном конкретном поселке, городе или районе фактически устраняет администрацию от распоряжения казенными средствами. Это позволяет контролировать движение средств вплоть до выплаты на руки.
Кодексом определены также формы финансового контроля за использованием бюджетных средств, осуществляемого законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Прозрачность бюджетных статей и процедур, правильность и законность расходования средств должны обеспечиваться системой жесткого контроля и аудита исполнения бюджета. Следует исходить из того, что обеспечение бесперебойного и полноценного исполнения бюджета по расходам должно производиться прежде всего по защищенным статьям — заработной плате и другим. Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно. Это гарантия того, что экономическая политика реализуется на деле, а не превращается в набор пустых деклараций.
Правительство, отвечая за своевременное и полное исполнение бюджета, должно регулярно отчитываться перед палатами Федерального Собрания о ходе его исполнения, теснее работать со Счетной палатой. Для обеспечения своевременного и целевого использования средств предусматриваются квартальные отчеты министерств, ведомств, учреждений, финансируемых непосредственно из федерального бюджета.
Финансирование есть предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и осуществляется финансовыми органами.
Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей, предотвращение гиперинфляции. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: поэтапное сокращение дефицита федераль-ного бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями и др.
Кредитование — это вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Банковская система Российской Федерации, занимающаяся кредитованием, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
В связи с резким обострением в стране финансового и социально-экономического кризиса Правительством и Центральным банком России после 17 августа 1998 г. были введены чрезвычайные меры по пересмотру денежной курсовой политики, приостановлению выплат по внутреннему долгу и мораторию по выплатам иностранным кредиторам. Комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций, определен Федеральным законом от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций»*. В целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций создано Агентство. Статус Агентства по реструктуризации кредитных организаций, его функции и полномочия определены этим Федеральным законом. В частности, установлено основание для перехода кредитной организации под управление Агентства. Это может случиться, если кредитная организация не имеет достаточного капитала и не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в установленные сроки. В результате реализации положений Федерального закона количество коммерческих организаций резко сократится.
* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477.
В стране есть только один крупнейший банк, судьба которого волнует каждого гражданина. Это Сберегательный банк России. Интерес к нему понятен: его устойчивость является гарантией социальной стабильности, так как в нем находится более 85% всех банковских вкладов; Сбербанк после банковского краха в 1998 г. стал еще более крупным кредитором промышленности*.
* Известия. 1999.1 июля.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»*.
* СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1097; 2000. No 2. Ст. 127.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»* определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике страны иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
Для современной России особенно значимым становится ускоренное развитие страхования. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Основные направления развития национальной системы страхования в 1998 — 2000 годах одобрены постановлением Правительства от 1 октября 1998 г.*
* СЗ РФ. 1998. №40. Ст. 4968.
Важным шагом в совершенствовании организации работы в области финансов и кредита явилось также принятие 23 июня 1999 г. Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»*. Предметом его регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
* СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
Отношения между кредитной организацией и государством характеризуются тем, что кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Основными направлениями государственной денежно-кредитной политики на ближайшее время остаются: укрепление рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики, особенно банков, к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.
Исходя из прогнозов Минэкономики, Банк России ставит перед собой задачу создать с помощью кредитно-денежной политики реальную возможность роста инвестиций, сокращения объемов государственных заимствований на внутреннем рынке, которые сегодня слишком дороги, повышения эффективности государственных капиталовложений.
Нельзя не учитывать и того, что в России сосредоточено значительное количество валюты, и если аккумулировать ее в российских банках, которые смогут инвестировать их в отечественную экономику, то не будет необходимости в зарубежных кредитах. Зарубежные инвесторы с большой неохотой идут на предоставление денег России, учитывая сложную как финансовую, так и политическую обстановку в стране. Для возрождения экономики России нужны значительные инвестиции, которые легче привлечь путем создания благоприятных условий для аккумуляции валюты, имеющейся на руках у населения внутри страны (предположительно до 80 млрд. долл.).
Неотъемлемым элементом финансово-кредитной системы являются государственные внебюджетные фонды, образующиеся на основании решений соответствующих органов государственной власти. Имеются четыре социальных внебюджетных фонда: пенсионный, занятости населения, социального и обязательного медицинского страхования. Поскольку внебюджетные фонды располагают средствами, эквивалентными 40% всего федерального бюджета, вопрос об их правильном использовании имеет исключительно важное значение.
Кроме того, имеются целевые бюджетные фонды (дорожный, экологический и другие), а также различные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды.
Под налоговой системой Российской Федерации понимается совокупность налогов, методов и механизмов их исчисления и взыскания. Государство сначала собирает в виде налогов суммы, сопоставимые с половиной валового национального продукта, а затем путем кредитов, субсидий и дотаций централизованно перераспределяет те же средства. Эта государственная фискально-распределительная система пока остается главным регулятором российской экономики и социальной сферы.
Мировой опыт показывает, что успешно функционирующая рыночная экономика предполагает мощный налоговый аппарат, обеспечивающий неукоснительную уплату налогов. Он тем более необходим России, где в процессе перехода к рынку сокрытие доходов и уклонение от налогов приняло астрономические масштабы. Вопрос пополнения доходов бюджета становится вопросом жизни и дееспособности государства. Основной причиной недопоступления налогов является общее состояние экономики регионов, характеризующееся спадом производства, увеличением его издержек, массовыми остановками или неполной загрузкой предприятий, постоянным ростом убыточных предприятий. Более всего утаивают доходы субъекты естественных монополий, предприятия новых форм собственности, занимающиеся торговлей, строительством, кредитно-финансовой и внешнеэкономической деятельностью. Особого внимания заслуживают требования о полной «прозрачности» к крупнейшим налогоплательщикам, к числу которых сегодня относятся «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, «Аэрофлот — Российские международные авиалинии», «Мосэнерго», «Лукойл» — свыше 17 компаний и полдюжины гигантских банков, которые реально дают более двух третей доходов федерального бюджета.
Нормативная база налогообложения состоит из Основ налоговой системы в Российской Федерации, утвержденной Законом РФ от 27 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями)*, Налогового кодекса РФ, первая часть которого принята 31 июля 1998 г. (с изменениями от 9 июля 1999 г. и 2 января 2000 г.)** и ряда других правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами.
* Ведомости РФ. 1992. №11. Ст. 527; №34. Ст. 1976; 1993. №4. Ст. 118; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 1997. № 30. Ст. 3593; 1998. № 31. Ст. 3826; № 43. Ст. 5213; 1999. № 7. Ст. 879; № 25. Ст. 3041; № 28. Ст. 3476.
** СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825; 1999. № 14. Ст. 1649; № 28. Ст. 3487,3488; 2000. №2. Ст. 134.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образова-ний.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции Указом Президента от 23 декабря 1998 г.* Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.
* СЗ РФ 1998 № 52. Ст. 6393
Ряд важных задач в этой сфере выполняют Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также правоохранительные органы — МВД, прокуратура, арбитраж. Ясно, что улучшить платежную дисциплину в налоговой сис-теме можно только сообща. Разрозненные усилия оказываются явно неэффективными.
Правительство в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
В послании Президента Правительству от 12 апреля 1999 г.* определены общие задачи бюджетной политики на 2000 год: ее реалистичность и результативность; ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств; не допустить роста инфляционных ожиданий; перенести акцент на увеличение доходов.
* Российская газета. 1999. 13 апр.
Организация управления в области финансов, кредитного дела, налогов и сборов представлена на схеме 29.